Наши путешествия

*Photos от друзей
Болгария
Голландия
По Москве и области - С детьми
Россия <200км от Москвы
Россия < 400км от Москвы
Россия > 400км от Москвы
Россия. Калининград и область
Россия. Народные промыслы
Россия. Путешествия одного дня.
Россия. Санкт-Петербург
Турция
Украина
Финляндия
Швеция
Эстония

Ассорти от друзей

Santa Nikolays
Анисовка
Косенкова И.
МАлина
Мой Первый Рассказ.
Ольга Тен
Смирнов А.
Таисия Бонд
Частикова Э.
Эна



Новый Иерусалим – с.Бужарово – Аносина Пустынь
29.06.2010

Оглавление:

НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ
Что находится на  территории монастыря.
Что нужно знать
.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ или Путь к Русской Палестине.

Идейная подоплека.
Патриарх Никон (1605-1681, 76 лет).
Божественный промысел.
Архитектурный замысел
:
Новый Иерусалим
Русская Палестина
ГЛАВНОЕ.
1667 год. Опала Никона.
ЧТО МЫ УВИДЕЛИ В НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОМ МОНАСТЫРЕ
.

CЕЛО БУЖАРОВО. Церковь Преображения Господня.

АНОСИНА ПУСТЫНЬ.

Давно хотелось увидеть достопримечательности подмосковных Истры, Волоколамска, Дмитрова. Давно у меня составлены маршруты, где всё расписано: туда, туда и туда, там-то то-то, а там-то то-то. Но, дело за малым – временем. Оно-то как раз упорно сопротивлялось туристическому употреблению. И вот, наконец – лето, хорошая погода, июнь, подъём в 6 утра и мы едем в Ново-Иерусалимский монастырь в Истре.
Скоростное Рижское шоссе (М9). Въехав в город, мы даже не успели поволноваться найдем ли монастырь, как буквально выскочили на него. Дорога, по которой мы ехали, вливается в парадный подъезд к нему на горку. Мы так удивились такому внезапному «добро пожаловать», т.е. тому, что ничто не перегорожено, нет шлагбаумов или каких других хитрых объездных путей, как это у нас водится, что… проскочили мимо. Пришлось разворачиваться невдалеке, зато я поняла с какого места лучше всего делать панорамные снимки монастыря.
Культурно подъехав и культурно припарковавшись на стоянке, мы с приятным удивлением поняли, что нам предстоит посещение не просто Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, а «Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», в которые входит:

На территории монастыря:
1. Надвратная Входоиерусалимская церковь
2. Воскресенский собор и подземная церковь Елены и Константина
3. Церковь Рождества Христова и Трапезные палаты (музейная экспозиция),
4. Палаты царевны Татьяны Михайловны, Палаты «монастырских детёнышей», Трапезные палаты, Караульные палаты, Солодёжные и кузнечные палаты, Красный погреб
5. Архимандричьи покои и Братский корпус,
6. Надвратная Елизаветинская башня (вход в Гефсиманский сад),
На территории Гефсиманского сада:
7. Скит Патриарха Никона
8. Источник «Силоамская купель»,     

а также Музей деревянного зодчества (Гефсиманский сад), в котором есть:
9. Часовня,
10. Изба Кокориных,
11. Мельница,
12. Выставочный корпус и Чайный зал.

У билетных касс выяснили, что они работают с 9 часов, а поскольку мы приехали очень рано, то решили просто посмотреть монастырь, а потом вернуться к открытию касс и купить билеты на выставки и крепостную стену. Единый билет стоит 130р. (льготникам – 80р.), или же можно купить билеты по выбору (в т.ч. на крепостную стену) – от 30-40р. (льготникам 20р.). Внутренние фотосъёмка – 100р. и видеосъёмка – 200р. (Цены лета 2010).

Мы входим в арку ворот и… замираем. За нами как раз встаёт утреннее солнце и оно поджигает нам золотые купола Воскресенского собора мощной золотой вспышкой. А чистое голубое небо является идеальным фоном для того чтобы втянуть, вобрать в память открывающуюся глазам картину.

Мы в Новом Иерусалиме…, Русской Палестине…
Я уверена, перед поездкой, наверняка вы прочитаете много разной информации о создании монастыря, и, к сожалению, 90% будет боевым, бодреньким туристическим стандартом. Построено в …, построено тем то…, при царе…, сложный характер Никона… и т.п.
Но не торопитесь.
Новый Иерусалим на Истре – это очень и очень сложная тема. Которая не объясняется в нескольких словах, да и глубина её понятна не каждому.
Центр монастыря – Воскресенский собор с примыкающей к нему (подземной) церковью св. Елены и Константина. Архитектура картинки перед глазами - очень нестандартная, или правильнее сказать, не классическая православная, не совсем русская. Такой сплав из разных культур и времён, но под золотыми православными крестами. Очень интересно, и очень любопытно. И так не хватает информации. А может это даже и хорошо, потому что включаются совсем другие органы восприятия, ты напряженно всматриваешься, ищешь, ждешь, обдумываешь увиденное.
Воскресенский собор – весь в лесах, через которые просматриваются очень яркие и красивые поливные изразцы. Собор буквально опоясан изразцовыми лентами. Купола – золотые, но разной формы. Поражает один купол – огромный конус-шатер с ярусами из «окошек» и венчающей всё золотой рубчатой маковкой.
Мы обходим обе церкви по часовой стрелке, слева направо. Так вот – слева: есть вход в подземную церковь (спускаться вниз по ступенькам), чуть дальше есть маленькая дверка в Гробницу Светлейшего Патриарха Тихона, также слева между лесами можно посмотреть через решетку внутрь Воскресенского храма, который закрыт на реставрацию, вход в собор – справа, но здесь тоже решетка, и зайти можно только в придел – церковь св.Татьяны, и здесь увидеть крохотную комнатку (арка-вход в стене) – церковь Пречистой Богородицы.
Можно посетить выставку в Трапезной палате, можно выйти через Елизаветинскую башню в Гефсиманский сад, можно попасть на Крепостную стену.
Но… не это здесь главное.
Обязательно нужно понимать, разгадывать, улавливать зашифрованные везде и во всём символы и самому рисовать смысловую стилистику своих действий и движений.

Что нужно знать.
Если бы мы не попали в Новый Иерусалим, и если бы я не стала искать информацию о его истории, то, наверное, так и думала бы о патриархе Никоне – основателе этого монастыря – шаблонными описаниями: «недалёкий, капризный, жадненький, упёртый, виновник Раскола». Но ко мне пришли очень интересные материалы, читая которые, понимаешь, насколько неоднозначна наша (вообще вся) история, и насколько стерилизована русская история в учебниках, которая потом и является чуть ли не основным источником знаний в жизни о том или ином времени/персонаже для человека. И если сам потом в будущем не поинтересуешься историческими неясностями или не будешь профессионально связан с историей, то так и останешься напичканным сочинённым кем-то кастрированным стандартом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ или Путь к Русской Палестине

Идейная подоплека.
В Европе помимо видимых атрибутов высшей власти (трон, корона, подчинение), существовала тайная сакральная идея наследования христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Иными словами - Римская империя есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле. Византия её преемница и хранительница православия. И для всего православного народа византийский император – верховный глава, а патриарх константинопольский – представитель вселенской церкви. 
Суть и цели идеи «Рим – Константинополь (Второй Рим)» заключалась в следующем: сохранение чистоты православия, противостояние натиску иноверцев, борьба с ересями, защита православной веры.
В 17 веке в наследственной властной цепочке появляется ещё одно звено – Москва (Второй Константинополь, Третий Рим, Новый Иерусалим). Рима нет, Константинополь пал, кому теперь защищать православную веру? – Москве. Теперь русский царь — законный наследник Византии.

Первые шаги на этом поприще совершает… Иван IV Грозный. Звучит странно. Но это так. Из разрозненного княжества, раздираемого на части боярами княжества, он создаёт царство, «и не просто одно из европейских королевств, а единственный Третий Рим - Новый Иерусалим». Цена решения этой задачи страшная, но… Грозный «достигает того, что по всей Русской земле, по всей его державе - одна вера, один вес, одна мера!», правда по ходу дела слишком входит в роль великого римского императора.
И, тем не менее – уже «при Иване Грозном центр Москвы (соборы Кремля, Красная площадь, храм Покрова на Рву (Василий Блаженный) имеют неслучайную (!) Иерусалимскую смысловую символику».
Москва должна стать – «преемницей всех духовно-культурных сокровищ человечества, наследницей великих монархий древности». И действительно, Москва - становится преемницей исчезающей столицы православия Константинополя. (Двуглавые орлы с герба Византии переходят на знамена, башни, монеты и пр. Кремль, стена Китай-города, 14 храмов, Ново-Спасский монастырь и Богоявленский монастырь – несут «третьеримскую символику»).

Москва должна стать Третьим Римом (а рядом с ней, следовательно, должен находиться Третий Иерусалим).
Это означает, что:
Москва – духовная столица мира.
Русь - единственная могучая православная держава мира.

Свою лепту в это сакральное дело вносят все последующие после Грозного монархи – Михаил Романов и его сын Алексей Романов (Тишайший).
И Никон – Патриарх Москвы и Всея Руси.

Патриарх Никон (1605-1681, 76 лет).
Человек сложной судьбы.
Умный, жёсткий, дальновидный, принципиальный.
Место рождения – Нижний Новгород. Национальность – мордвин. Родители – крестьяне. Мирское имя – Никита Минов. Был женат, но в результате семейной драмы он и его жена ушли в монастыри. Она – в Алексеевский женский, он  отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит. Там был подстрижен в монахи под именем Никон. Вот его портрет: «В его облике угадывалась крепкая крестьянская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Он ушёл из скита, вернее, рассорился с основателем скита и всей братией, в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. На материке стал  настоятелем захудалого монастыря в Кожеозерской пустыни. Будучи в Москве по делам, произведёт сильное впечатление на молодого царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Получит сан Новгородского митрополита. А в 1652 (47 лет) - Никон станет 6-м патриархом Московским и Всея Руси. 
Никон построит три крупных монастыря: Иверский монастырь на Валдае, Крестовоздвиженский Кийостровский монастырь в устье Онеги и Воскресенский монастырь Нового Иерусалима под Москвой на реке Истре

С его именем будет ассоциироваться причина Раскола – ему поставят в вину провокационную «книжную справу» - переписку древнеславянских книг-оригиналов по греческим канонам, отказ от старорусских правил, вопиющую смену крестного знамени двумя перстами на «щепоть» - приведшее к старообрядческим бунтам.
Но… только историки вам скажут, что церковные книги стали переписывать ещё задолго до патриаршества Никона. По велению царя. А казни старообрядцев начались ровно после низложения и опалы Никона. «Все было умело списано на Патриарха Никона, но являлось полностью делом рук светской власти».
Создание Русской Палестины - мест, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа – было главной задачей Никона. Этому он посвятил почти 9 лет своей жизни (1658/53 года – 1667/62 года).

Божественный промысел.
Никон долго идёт к Русской Палестине.
Сначала он примеряется – строит два монастыря на Валдае и на Севере – в них тоже закладывается символичность и Никон набирается опыта.
Иерусалимский Патриарх Паисий дарит ему в это время очень знаковые вещи:
- кипарисовую инкрустированную перламутром модель храма Гроба Господня в Иерусалиме
- книгу «Скрижаль», которая подробно объясняет символику храма, а также других образов и символов церкви. А также ему привозят с Востока книгу «Проскинитарий», дающую подробное описание храма Гроба Господня в Иерусалиме и его обмеры.
Книга потрясает Никона, а кипарисовая модель храма Христова Воскресения наводит на мысль о создании подобного на Руси. Размеры есть. Теперь – нужно найти, «увидеть» правильное место. И оно приходит. Боярин Бобарыкин продаёт земли на реке Истры у села Воскресенское.

Архитектурный замысел.
Никон решает создать два главных топографических образа на Земле Русской из Земли Обетованной. Новый Иерусалим и Русскую Палестину.
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ:
Главный вход в монастырь делают с Востока – или как бы со стороны Елеонской горы. Над воротами входа ставят церковь Входа Господня в Иерусалим.
Воскресенский собор – почти точная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме или «евангельская поэма в камне». Он построен на символической Сионской горе.
В нём находятся:
в ю-в части – место казни Христа или пещерная Голгофская церковь; под ней – придел Усекновения главы Иоанна Предтечи;
на западе, в ротонде (под куполом) – место погребения и воскресения Христа или часовня Гроба Господня или Кувуклия (греч. «царская опочивальня»);
на востоке (с внешней стороны примыкает к собору) – место обретения Креста Господня или церковь св. Елены и Константина с источником;
на севере – придел-темница с церковью во имя Божией Матери с каменными Узами Христа;
в с-в части – придел Успения Пресвятой Богородицы
а также копии - Камня, отваленного от Гроба, Камня повития (или миропомазания), Плиты «середина Вселенной», приделов: Воздвижения Животворящего Креста Господня, Разделения риз, Тернового венца, преподобной Марии Египетской и равноапостольной Марии Магдалины, алтаря и заалтарных церквей, «Жалостного пути» и Голгофы (о ней читай выше) и мн.др.
У Воскресенского собора – 9 глав: 2 главные над ротондой Гроба Господня – символы Вседержителя, остальные  - 7 светильников перед ним.
Монастырь окружают деревянной стеной с 8-ю башнями, что соответствует 8-ми воротам древнего Иерусалима времен земной жизни Иисуса Христа. Башни получили библейские наименования: Дамасская, Ефремова, Варуха, Давидова, Сионская, Гефсиманская.

Рядом с монастырем Никон построит себе скит – символ отшельничества. Это небольшой двухэтажный дом с 2-мя церквями: Богоявления Господня и святых апостолов Петра и Павла. Раньше скит стоял на искусственном острове, который обвивался ручьём, который назвали Кедроном – также искусственном притоком Истры-Иордана.

РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА – ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ.
Река Истра близ монастыря - это почти точная копия реки Иордан
и по ширине и по виду своих берегов, и направлению течения – с С на Ю, а у скита патриарха Никона она точь-в-точь соответствует месту крещения Господня.
На севере (от монастыря): Гора, находящаяся за Иорданом-Истрой у села Бужарово, получает название Фавор. Близ нее находится и гора Ермон. Также здесь были обозначены места Капернаума и Рамы. У села Чернево (между современными Нахабино и Павшино) возникает Назарет.
На юге: намечался Вифлеем, за Елеонской горой – Вифания.
*в 18 веке монахами рядом с монастырем были созданы: Гефсиманский сад, Силуанская купель, источник Самаряныни, холмик, где повесился Иуда – но уже без привязки к топографии Палестины. Также позже, после низложения Никона на средства царицы Татьяны Михайловны построят церковь Рождества Христова, в которую перенесут недостроенный Никоном Вифлеем и обустроят Вертеп (пещеру) с приделами - Поклонения Волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Избиения младенцев. Деревянную стену заменят каменной в кон.17в. и она будет повторять ребристость Ротонды над Гробом Господним.

ГЛАВНОЕ.
Новый Иерусалим – не просто копия палестинских святынь.
Никон вложил в них – Русский Дух!

Новый Иерусалим был не просто монастырём, а задуман как образ русского града, города.
Удивительный факт – все русские города после Крещения (930 года) строились по определенным формам – по кругу (символу бесконечности), треугольнику (в честь Святой Троицы), по фигуре креста.
Любой древнерусский город строился рядом с водой (рекой, озером), центром его был – храм, на въезде в город – Поклонная гора, с которой открывался особенно красивый ландшафтный вид града. А расположение «остальных церквей и монастырей относительно священного центра русского града не было случайным, а подчинялось представлениям об образе Града Небесного или Нового Иерусалима».
«Русская земля (её города и монастыри) сознательно устроялась (стремилась устрояться) - во образ Святой Палестины - Земли Обетованной грядущего Небесного Царства».
Ново-Иерусалимский монастырь замышлялся Никоном – как град! Русский город! И одновременно как Град Небесный.
«Входящий в него с изумлением обнаруживает, что и самый собор Воскресения Христова - это тоже не просто храм, но и град. Он начинает вырастать буквально из-под земли куполом подземной церкви (какового нет в Иерусалиме палестинском) и постепенно восходит все выше к небу уступами, террасами, куполами…».
«Елеонская гора (возвышенность к востоку от Воскресенского собора) являлась «поклонной» горой Нового Иерусалима для едущих со стороны Москвы…».
«В итоге, если внутри Воскресенский собор воспроизводил исторический храм Гроба Господня в Иерусалиме, то с внешней стороны, далеко отступая от палестинского прототипа, он был создан, как «град на горе», украшенный золотом и многоцветием поливной керамики изразцов, наподобие драгоценных каменьев, как образ града Небесного…». Лишь южный фасад – действительно напоминает оригинал.
Причем «град» продолжался и далее за стенами монастыря.

Интересно (об изразцах): Русский Новый Иерусалим Никон украсил бесподобно красивыми разноцветными поливными изразцами или «облачил в одеяния русского покроя и преиспещрил украшениями русских цветов». Изразцовым керамическим разноцветьем были щедро украшены не только внешние стены, наличники окошек, шеи барабанов, но и внутренний интерьер – что само по себе являлось и является уникальной редкостью! Меня удивила фраза «при ремонте храма по проекту В. Растрелли изразцы были безжалостно уничтожены».
Хотя я терпеть не могу следующие типовые фразы типа «…уникальный изразцовый декор Воскресенского собора сделал его ключевым памятником русского зодчества позднего средневековья…» - но здесь они уместны.
Иначе не скажешь.
«…керамическое убранство собора аккумулировало в себе сложнейшее богословское содержание…»
«…изразцовые пояса опоясывали здание по всем ярусам, объединяя в единое целое все его объемы. Все окна храма (их было более 100) имели керамические наличники…»
«…ювелирно проработанные, часто весьма прихотливые орнаменты изразцов Нового Иерусалима  глубоко символичны. В них отчетливо звучит тема райского изобилия…»
«…второй ярус собора в 18в. опоясывал фриз, орнамент которого вошел в историю русского искусства под именем «павлинье око» (из-за сходства основного мотива рисунка с глазком на пере павлина).  
Ширина фриза вместе была 1,5м. Основу орнамента составляет стилизованный цветок граната - символ Воскресения, который обрамляют листья пальмы — символы славы и победы…».
«…Воскресенский собор Нового Иерусалима — единственный памятник русского искусства, в котором изразцы использованы для убранства интерьеров…»

Интересно (о размерах): Воскресенский собор создавался по исконно русской системе пропорционирования, имеющей в основе пропорции и размеры человеческого тела. Использовались следующие размеры: народная или мерная сажень – 176см /или размер человека очень маленького роста с поднятой рукой, /или размах рук человека среднего и выше среднего роста; и церковная сажень - 186,4 см /или размер человека маленького роста с поднятой рукой, /или рост высокого человека, /или размах рук человека очень высокого роста.

*информация с сайтов Ierusalim.ru и Newjerusalem.ru

1667 год.
Опала Никона.

Его главная вина – противостояние Церкви в его лице самодержавной Царской власти.
Причину прицепиться нашли быстро – «есть только два Иерусалима: один на земле, другой на небе, а Никоновский – незаконен». Он обстоятельно ответил на 30 вопросов, связанных с его монастырём. Но…
Никон не успел достроить Новый Иерусалим. Его взяли прямо оттуда, низложили и отправили в ссылку – сначала в Ферапонтов Белозерский монастырь, потом в Кирилло-Белозерский монастырь.

ЧТО МЫ УВИДЕЛИ В НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОМ МОНАСТЫРЕ.

Я думаю, что вышеприведенную историческую иллюстрацию надо подкрепить личными ощущениями. Хотя – буду вкратце. Новый Иерусалим принадлежит к тому роду мест, в тишину которых надо вглядываться и вслушиваться. И самому прочувствовать многие моменты.
Мы пытались присоседиться к экскурсионным группам, во множестве ходящим по территории, но каждый раз быстро отходили. Чтобы уловить то, чем монастырь дышит – нужна тишина, а не разговорный фон.
Церковь Елены и Константина. У неё такие кажущиеся тяжелыми темные медные макушки. Она утоплена в землю метра на три. По периметру её окружает узкая и глубокая траншея, разделяющая стены от земли. На самом деле, надо знать, что монастырь был построен в ~ сер.17в., перестроен (достроен) в 18в., разрушен почти полностью в 20в. И раньше не было этой обводки между стенами церкви и стенами рва, это постарались археологи – они специально «откопали» стены, чтобы их спасти. Внутри вниз ведёт красивая торжественная белая лестница. Необыкновенен медный алтарь. Справа – в небольшом помещении находится источник, можно выпить воды (стоит чайник и кружки).
Мне сильно запомнилась гробница Патриарха Никона, она находится в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой (Голгофской церковью, вход в неё слева, маленькая дверь в южной стене собора). Внутрь пускают не всех желающих, а по 7 человек. Пожертвования добровольные в специальный ящик (плата за свечи). Сам придел – очень маленький, похож на пещеру. Необыкновенно красивый керамический иконостас. Мощи светлейшего Патриарха Никона. Очень теплая большая икона Богородицы на входе.
Сам Воскресенский собор находится на реставрации, и похоже, восстанавливать храм будут долго, поскольку нельзя не отметить отсутствие какого-либо рабочего движения вокруг. Внутрь – зайти можно – в маленькое отгороженное помещение. Но посмотреть на центральную часть собора возможно только через решетку. Мы долго стояли – рассматривая высоченные, улетающие ввысь стены, вязь надписей наверху. Очень сложно, исходя из открывающейся глазам картины, представить себе каким он был – потому что степень разрушенности довольно высокая. Но даже эти кусочки, остатки – невероятно торжественны. Очень высоко находится купол, и, действительно, создаётся впечатление «вертикального вхождения в небо». Я не могла оторвать глаз от фрагментов стен синего цвета. Синева настолько яркая, густая – даже сейчас смотрится восхитительно.
Здесь же налево – вход в притвор св. Татьяны. Вот его точно восстанавливал Расстрели. Его почерк это голубизна стен и богатая затейливая лепнина. В углу справа – маленькая, крохотная арка-проем в стене. Это притвор Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть белую плиту с отверстиями для ног – это «каменные узы Христа».
Прекрасные снимки получается с крепостной стены. Кстати, билеты у нас почему-то никто не проверил.
На выставку в Трапезной палате мы не пошли, но через ворота в Елизаветинской башне пошли в Гефсиманский сад. Он довольно неухожен, вернее, пока недостаточно неокультурен. Висит план-схема – впереди Музей Деревянного зодчества, налево Выставочный зал и Чайная комната (буфет, где могут перекусить только посетители экспозиции), направо – Скит Никона, ручей Кедрон, Силуанская купель (деревянные лесенки-сходы в Иордан-Истру) и … Дерево Желаний. Вернее, разноцветными тряпочками (исполняющими желания) прегусто увязана-перевязана вся дорога к Скиту – мостик над ручьём и несколько деревьев.
Очень! Очень понравился Музей Деревянного зодчества. Вроде он небольшой – деревянная часовня, крестьянский дом и мельница (стоит дальше всех, идти до неё минут 7-10), но – настолько обаятельные постройки. Я влюбилась в дом-избу крестьян Кокориных. В его янтарные толстенные шелковистые на ощупь бревна, резные окошки и конёк под крышей. Хорошо, что мы не купили билеты (!), не успели – а всё было закрыто на замки, хотя время было уже достаточно туристическое.
Специально смотрела на виды деревьев, что растут в русском Гефсиманском саду – берёзы, сосны, ели…
Скит Никона удивил – какой-то одинокий, маленький, двухэтажный грустный домик. Он тоже на неспешной реставрации. Зато на берегу Иордана-Истры мы с превеликим удовольствием посидели на ступеньках лесенок, спускающихся прямо в воду, послушали тишину….

Село Бужарово. Церковь Преображения Господня.
http://www.ynical.org
Дорога: поворот направо перед самым въездом в Ново-Иерусалимский монастырь. ~7 км. Поворот налево по указателю на деревню Бужарово. В самой деревне (~в середине) не проскочите совершенно узенький поворот налево, ведущий прямо к церкви. Ориентируйтесь глазами.

Интересен мотив – почему мы сюда заехали. Просто я вычитала, что Новый Иерусалим смотрят почему-то «в комплексе» с церковью в Бужарово.
И это неспроста.
Никон любил символизм.
И если он превратил часть подмосковных земель в Святую землю, и построил Новый Иерусалим, то не мог обойтись без Фавора, святой горы – предположительного места Преображения Господня.

Так вот церковь в Бужарово построена на горе и называется – Преображенской.
Храм очень красив. Его архитектуру называют «образцом русско-византийского» стиля, а ещё «тоновским», поскольку такие же формы присущи московским Оружейной палате, Большому Кремлевскому дворцу, храму Христа Спасителя, которые строили под руководством инженера и архитектора К.Тона.
Атмосфера внутри неё, как и в почти любой деревенской церкви – очень солнечная, домашняя, уютная. Мы поговорили с батюшкой, он нас даже немного поводил по церкви. Рассматривая иконы, заметила и удивилась необычному образу Божией Матери. Спросила. Батюшка пояснил, что это
Ченстоховская Богородица, причем это не писаная икона, а картинка, репринт, который привез из Польши и подарил храму один её прихожанин. Я про себя удивилась, почему, причем здесь Польша, а потом, прочитав в Википедии её историю, удивилась вторично. Это не случайность. По преданию царица Елена в 326 году привезла этот образ из Иерусалима в Константинополь. (Выше я рассказывала о подземной церкви Елены и Константина в Ново-Иерусалимском монастыре).
 

Церковь стоит на макушке горы, на самом солнцепёке, и поэтому здесь очень густо и ароматно цветут-бушуют розы, щедро политые солнечными лучами. Золото луковички-маковки также горит под солнцем, буквально как огонёк свечи. Мы попали в период липового цветения – и чуть не обомлели от сладкого запаха, который дарили мощные липы рядом с храмом.
Вниз по склону раздолбанная деревянная лесенка ведет к неухоженному деревянному домику над источником, а ещё дальше, продравшись через кусты, можно выйти к реке.

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь.
http://anosin.newierus.mrezha.ru/

Найти обитель не сложно. Везде есть указатели, и на Рижском шоссе (М9), и на дороге от Звенигорода к Истре (А107). Адрес следующий: село Аносино, п/о Павловская Слобода.
Что такое ставропигиальный монастырь? Долго искала в интернете. Нашла не сразу. Ответ интересный. «По административному подчинению монастыри бывают  ставропигиальными  и епархиальными. Большинство монастырей епархиальные: управляются епархиальными архиереями, которые назначают наместников. А ставропигиальными называются монастыри непосредственно находящиеся в административном ведении Патриарха. Управляет монастырем им назначенный наместник. В настоящее время к числу  ставропигиальных  монастырей относятся самые известные обители России: Оптина пустынь, Троице-Сергиева Лавра, Валаамский и Соловецкие монастыри, Псково-Печерская обитель, Сторожевский монастырь, Пюхтицкий, Толгский, Дивеевский, Шамординский и многие другие женские монастыри».

Это Девичья обитель. Возникла в конце 18 века. Каким-то мистическим образом в её историю вплетено имя Евгения.
Игумения Евгения (Мещерская) – молодая княгиня-вдова (тетка поэта Тютчева). Сельцо Аносино было её приобретением и здесь она решила устроить сначала богадельню на 12 женщин, потом – монастырь. Она же с 1823-1832 была первой настоятельницей созданного ею Аносина монастыря.
Игумения Евгения (Озерова) – её внучка, с 1854-1874 – настоятельница Аносиной обители
Матушка Алипия, позже схиигумения Евгения (Таишева) – настоятельница с 1918-1928. Она творила последнюю службу в монастыре в 1928 году, перед тем как на долгие годы обитель была предана забвению и глумлению, так же как и судьбы сестер, её населявших.
Вот жизненный путь матушки Евгении (Таишевой) после 1928 года…:
1928. Арестована вместе с группой сестер во время закрытия монастыря. Привезена в Москву на Лубянку. Приговор: 3 года ссылки в Северный край.
1928-1931. Ссылка на Север.
1932. Возвращение. Молилась и обрела приют при церкви св. Григория Неокесарийского на Б.Полянке. Потом жила на даче в Кубинке по приглашению бывших благодетелей Аносиной пустыни Лобовых. Там была вынуждена носить мирскую одежду, и зимой 1942 года, после сожжения дома немцами, ходила по деревням и жила в лесничестве.
По кончине в 1942 году была подстрижена в схиму под именем Евгения.

Сейчас монастырь находится в приятном порядке. Я думаю, что этому способствовало его очень благоприятное месторасположение. Если раньше эта местность, наверняка считалась глушью и захолустьем, то сейчас сотка земли в Красногорском районе стоит ого-го сколько, и монастырь оказался окруженным многочисленными коттеджными поселками. По сути, Новая Рига это молодой дублер Рублевки, поэтому всё дачное строительство очень статусное. Сосед Аносино – Павловская Слобода, а это человеку знающему говорит о многом. В общем, из вышесказанного понятно, что прихожане монастыря не нищие бабушки из деревень с копеечными пожертвованиями из «пензии».

Главный храм монастыря – Троицкий собор (который ещё называют по имени придела – Борисоглебским). Желтые стены. Классицизм. Новодел. Главное, что внутри очень умиротворенно. Можно было бы ожидать какой-либо бациллы пафосности – но нет, спокойно, тихо, внутри стояли красивые букеты из лилий.
В домике, который находится сразу справа от входа – монастырская лавочка. Можно купить свежие яички, творог, молоко, даже квашеную полукочанами капусту. Мы купили адыгейский сыр – и потом пожалели, что взяли небольшой кусочек! Очень вкусный! Бесподобный. Хлеба «на травах», о котором читали в отзывах, не было. И монахиня-продавец сказала, что его сейчас вообще не выпекают.
На территории монастыря – большом ровном прямоугольнике – находятся Трапезная (розовое здание справа), больница с церковью св.Анастасии Узорорешительницы (прямо по центру), церковь Дмитрия Ростовского (сразу слева от входа), а также хозяйственные постройки (сестринские кельи, баня, кладовые), молодой фруктовый сад, розарий и цветочные клумбы.
С южной стороны храма находятся захоронения всех трех матушек Евгений – в миру Мещёрской, Озеровой и Таишевой…

И в качестве послесловия использую выдержки из писем первоначальницы монастыря Евгении Мещерской своей дочери:
«…Начальным пунктом своих рассуждений возьмем тот, который всего важнее для благополучия человека. Знаю, любезное дитя мое, что ты сердечно любишь Творца, сознаешь свое перед Ним ничтожество и свою зависимость от Него. Доселе и приучала тебя только любить и чтить Его, теперь прибавлю: чтобы достойно любить Его, надо мыслить. Рассуждая о видимых вещах неба и земли, познаешь величие и благость Божий и, видя во всем удивительный порядок, пожелаешь и сама находиться во всегдашнем порядке».
«…Держись неуклонно нашего христианского закона (учения), который предписывает смирение, кротость, послушание, искренность, соучастие к ближним как в радостях, так и в печалях, обходительность с каждым, трудолюбие; учись избегать гордости и тщеславия, но не быть льстивой, говорить разумно, но не употреблять ума на то, чтобы говорить чего не чувствуешь (это было бы гнусное притворство), соблюдать во всем благопристойность и скромность, столь любезные в человеке, а наипаче — в женщине. Вот чему научает благий закон наш, столь приятный для благомыслящего»!
«Люби отечество свое и верховную власть... По твоим летам довольно».


Авторские права на текст полностью принадлежат автору - НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт  (с) www.pamsik.ru и упоминании имени автора.
 

Фотоальбом «Новый Иерусалим – с.Бужарово»
Фотоальбом «Аносина Пустынь»
 

Наш ЖЖ PamsikLivejournal – новое из путешествий

Рекомендуемый шрифт при распечатке – Verdana 8.

Контакты автора: pamsik@bk.ru, НатА

 

   

© 2008
Все права защищены