Наши путешествия

*Photos от друзей
Болгария
Голландия
По Москве и области - С детьми
Россия <200км от Москвы
Россия < 400км от Москвы
Россия > 400км от Москвы
Россия. Калининград и область
Россия. Народные промыслы
Россия. Путешествия одного дня.
Россия. Санкт-Петербург
Турция
Украина
Финляндия
Швеция
Эстония

Ассорти от друзей

Santa Nikolays
Анисовка
Косенкова И.
МАлина
Мой Первый Рассказ.
Ольга Тен
Смирнов А.
Таисия Бонд
Частикова Э.
Эна



В Клину родилась «Ёлочка». (Поездка на фабрику ёлочных игрушек).
29.11.2009
Оглавление.
 
 
Интересно устроены люди. Имею сейчас возможность выбирать среди шикарных, блестящих, витиеватых новогодних игрушек, тем не менее, они не имеют надо мной власти. Это можно понять и проверить, если вытащить с антресолей старую коробку со старыми ёлочными украшениями. Именно эти чуть облупившиеся пчёлки и зайчишки, цыплята и белочки, клубнички, шишечки, сосульки невиданным образом мгновенно потянут вас в детство. Вы себя будете чувствовать так, как будто кто-то дотронулся до вас волшебной палочкой. Поверьте мне.
В моём детстве я довольно спокойно относилась к настоящести Дед Мороза, увидев однажды, как он, приглашенный моими родителями, чтобы удивить меня, благосклонно принимая предложенную ему рюмочку, оттянул свою белую бороду на резинке и тяпнул коньячок. Подарки мне родители почему-то не клали под ёлку, да и вообще, по-моему, ничего не дарили. И именно поэтому Новый Год для меня не был ассоциируем с меркантильным подарочным ожиданием. Всё чего ждало моё детское сердце – это была роскошная душистая пушистая ёлка под потолок и сверкающие игрушки, которая я развешивала. До сих пор, когда беру в руки что-то оттуда из старой коробки – вздрагиваю. Новогодние игрушки детства – это машина времени. Поверьте мне.
            И сейчас я перестала наряжать ёлку красивыми, но холодными финтифлюшками. Я коллекционирую старые ёлочные украшения. Гордостью моей коллекции является красноармеец, мальчик в шароварах, овощная серия 60-х, пушкинские сказочные герои 70-х. Да много чего.
Как это ни странно, казалось бы – старая игрушка, а сохраняет здоровый матовый блеск и радует сочностью красок и отточенностью форм. А сегодняшняя новогодняя игрушка оставляет на пальцах прилипшие китайские блёстки и заставляет сомневаться в качестве нанесённой на неё краски. И по качеству стекла сегодня и тогда – разница ощутимая, вернее, весомая. Несмотря на хрупкий вид, старая игрушка оставляет в руке уверенную прочную тяжеловатость, тогда как легкость современной заставляет подозревать её в недолговечности.
В общем, заканчиваю прелюдию, которая послужила поводом к поездке на фабрику ёлочных игрушек «Ёлочка» в Клину (Подмосковье). Собрались мы туда в конце ноября, чтобы вроде как предвкусить Новый год чуть заранее, и избежать предпраздничного столпотворения. Хотелось расцветить удовольствием серые предзимние будни одного маленького маканайца.
 
Клин – это Ленинградское шоссе. Что представляет собой данное направление в субботу, думаю описывать не нужно. И туда, и обратно провели массу времени в перманентном ожидании рассасывания пробок. Вообще любая поездка в Подмосковье весь свой позитив обнуляет тратами времени на дорогу. Получается что осмотр самого фабричного музея в суммарном временном измерении меньше транзита даже только в одну сторону. Мы едем с Ю-З на С, и только обратная дорога заняла у нас 3 (!) часа, тогда как сам музей от силы 2…
Интересно, что про фабрику я узнала, считав название сайта на этикетке какой-то новогодней игрушки. Потом прочитала небольшой отзыв, посмотрела фотографии – намотала на ус, запомнила.
И вот, наконец, паззлы складываются. Едем. Гип-гип-ура!
Сразу напишу про один важный нюанс.
Фабрика «Ёлочка» (www.yolochka.ru) по производству новогодних игрушек находится в г. Высоковск. На неё заранее и отдельно организуются свои экскурсии.
А в Клину (12км от Высоковска) открыт Выставочный центр от фабрики «Клинское подворье» (www.klinvk.ru). И сюда можно приехать самостоятельно.
Читала, что фабрика находится в удручающем состоянии. А выставка-музей «Клинское подворье» - в отличном. Тут вопрос в другом – с детьми постарше интереснее и желательно посетить оба места, поскольку увидеть своими глазами в настоящем масштабе настоящий процесс изготовления игрушки (выдувку, посеребрение, раскраску, упаковку) возможно только и именно на фабрике. Несмотря на её обшарпанность. С малышами, конечно, удобнее и разумнее, увидеть всё то же самое, но в мини-варианте на «Клинском подворье».
Удивились мы там два раза сильно. Первый – когда подъехали к Подворью и увидели, что это новый, чрезвычайно симпатичный комплекс зданий плюс фирменный магазин. Второй – когда, распахнув двери и зайдя внутрь, оказались в детском водовороте. Столько народу! В ноябре! Честно говоря, до сих пор не понимаю своей наивности – мы думали, что ещё не сезон ). Оказалось зря. Сюда приезжают не только самостоятельные туристы, но и автобусы с детьми и даже взрослыми.
Мы разделись. Спросили, где покупают билеты. С этой целью поднялись на указанный нам третий этаж. Взрослый билет стоит 250р., детский (до 6 лет) – 100р., детский (от 6 лет) – 200р. Мастер-класс по росписи игрушки – 130р. на одного. Я заплатила ещё, по-моему, 100р. за фотосъёмку. Спустились вниз и тут же примкнули к галдящей группе школьников и детей, возглавляемой экскурсоводом.
 
История.
Оказывается, стеклодувное мелкое производство – это народный промысел Клинского района. Здесь была (и есть) природная основа – залежи кварцевого песка (основного сырья для изготовления стекла). А финансовую базу создал один из потомков рода Меншиковых – князь и генерал-адъютант Александр Сергеевич Меншиков. В сер.19в. он вложился в стеклянный завод и пригласил мастеров из Владимира и Твери.
Тут есть интересный момент. Завод находился в деревне Александрово, а назывался Круговским. Почему? Есть история, которая рассказывает о том, что Пётр I подарил другу Алексашке Меншикову земли размером – «сколько земли за день на коне проскачет кругом, пока солнце не сядет». Меншиков и поскакал - пять деревень, которые потом назвали Кругом или Пятком, а волость назвали Круговской. А в одной из деревень он построил себе усадьбу «Александрово». Где спустя почти век и появился завод его правнука, кстати, очень успешный. Параллельно ему местные деревенские умельцы потихоньку тоже начали «дуть бусики», а также сережки, пуговицы и пр. Мужчины занимались самой вредной работой: выдували стекло с помощью кожаных мехов и пламени из фитиля керосиновой горелки. Внутрь бусины заливали соли свинца для посеребрения. Женщины и дети – сушили, красили и нанизывали «камушки»-бусинки. Всё это «производство» осуществлялось в избах, горело, коптило, воняло.
Нам показывают интерьер деревенского дома со всем стеклодувным набором.
Постепенно в Клину появились конкурентные Кругу стеклодувные производства. И неожиданно  сформировался и возник спрос на ёлочные игрушки. Веяние моды такое появилось из Германии. Рождество, ёлка и фарфоровые купидончики на ней. Правда, революция и войны сделали своё дело – промысел почти исчез. Не до купидончиков людям стало, а потом уж и рождественскую ёлку назвали предрассудком в 30-е годы 20 века. Но чуть позже (в 1935) передумали и провозгласили «Ёлку детям!». Производство опять стало возрождаться. Теперь уже появились артели.
 
Производство. Выдувка игрушек.
Это самое интересное. В небольшой комнате за стеклом сидят мастера, не обращают на расплющенные детские и взрослые носы об стеклянную стену никакого внимания и колдуют над длинными полыми стеклянными трубками.
Вспыхивает фиолетовый огонь.
Мастер надувает щеки и дует в трубу. Она идет прозрачными стеклянными волнами как живая. Мастер делает чик – и обрезает с одной стороны, потом чик с другой стороны. Смотришь, а в руках у него игрушка…
На самом деле – это настолько интересное завораживающе зрелище, можно сказать кульминация экскурсии. Но – фотографировать здесь запрещено. И вот уже ломится следующая группа и мы уходим…
Немного расскажу о смысле всего увиденного.
Стеклянная трубка называется - стеклодрот.
Разогрев стеклотрубки стеклодув осуществляет на стеклоплавильной горелке (отсюда и появляется зыбкое фиолетовое пламя).
Стеклодув разогревает стеклодрот до состояния полного размягчения (что определяется по цвету и текучести) затем вдувает воздух.
Шарик, например, выдувается нагнетанием воздуха щеками. При этом дуть нужно не непрерывно, а короткими толчками (существует от 6 до 23 приёмов выдувания). Шары – это самая легкая выдувка, выдувать фигурки – более сложный процесс.
Выдувка бывает свободной и формовой. Для формовых изготовляют специальные металлические формы из 2х половинок-створок, которые раскрывают, помещают горячую стеклотрубку и зажимают.
 
Цех художественной разрисовки.
Понятно, что здесь в музее он скорее презентационный, чем настоящий рабочий. Это маленькая комнатка, где сидит несколько (двое или трое) художниц-расписывальщиц. Перед ними – бледные ещё нерасписанные игрушки, наборы красок, кисточек, золотой-серябряной посыпки и пр.
Смотреть не очень интересно. Даже не знаю почему. Пропала магия превращения стеклянной твердой трубки в мягкий стеклянный пузырь, а потом в фигурку… И дело не в художниках. То ли краски сейчас такие, то ли перебор искристой посыпки – в результате при всех усилиях игрушка смотрится…по-деревенски (старалась избежать слова по-китайски). Почему я так пишу? Самой обидно. Если взять, например, для сравнения старенького цыплёнка или мухоморчик хотя бы 70-х годов (а это уже поточное производство), то они и сейчас выглядят просто, но со вкусом. А сегодняшние игрушки в своём большинстве выглядят слишком-too much пёстро, блестуче, аляповато, недолговечно. Когда я увидела раскрашенного тигренка – символ наступающего 2010 года – вздрогнула. Мда… ну и раскраска… да ещё весь в прилипающих к пальцах блёстках…
Я не думаю, что художницы на меня обидятся. Дело в дешевых синтетических современных красках, а не в их талантливых руках. Профессионалы наверняка точно назовут причину понижения эстетического уровня, несмотря на заявляемый фабричный «ёлочный» ассортимент «из 700 видов игрушек» с «20%-м ежегодным обновлением».
А вообще-то фабричное продолжение производства елочной игрушки или её художественное оформление выглядит так: вкратце - после выдувки игрушку серебрят (зеркалят), раскрашивают, оставшуюся оттяжку отрезают и прикрепляют петельку.
Поподробнее:
Получение зеркальной поверхности или серебрение. Для чего «внутрь заливают специальный раствор (азотную кислоту)» и «работница берет в руки несколько изделий за цапки и трясет». Это очистка внутренней поверхности (кислоту потом выливают). Затем снова «внутрь заливается раствор серебра» и «работница, держа за цапки в руках по два изделия опускает в ванну с горячей водой и начинает болтать до полного оседания раствора серебра на стенках»
Окраска или лачение. Производится в кабинах, где игрушку погружают в краску вручную, постепенно и вращая, чтобы к стенкам не прилипли пузырьки.
Обрезка усиков (вручную, на стеклорезальных станках) и армирование (надевается колпачок с петелькой).
Далее декорирование. Это кистевая роспись, промокание тампоном, прорезка узора, присыпка и прочее.
 
Нарядная ёлочка.
Здесь стоит небольшая ёлочка, от пола и до макушки украшенная современными игрушками. Надо признаться – выглядит неплохо. Здесь все фотографируются «на фоне». На стенах развешаны фотографии новогодних праздников – дореволюционных, до и послевоенных.
 
Выставка ёлочных украшений.
Игрушки рассортированы по годам и выложены в прозрачных витринах по тематике. Если вы обычный любопытный турист – то здесь вам будет о-очень интересно, ну, а если вы коллекционер – то чрезвычайно и пре-очень любопытно.
Сначала рассматриваем ватные и картонные украшения. Помните? ) В коробке с новогодними игрушками из моего детства такие были ).
Ватные – это прессованный раскрашенный хлопок. Из него делали особенно много детских фигурок, например, «Ребенок», «Мальчик», «Девочка», «Девочка-чукча», «Девочка с муфтой», «Мальчик на санках», «Мальчик с портфелем», «Украинец», «Грузин»,  «Арлекин», «Матрос», «Шахтер», «Повар», «Трубочист». Или ватная серия «Фрукты и овощи» - «Лимон и груша», «Две редиски», «Мухомор», «Гриб», «Три ореха» ). И др.
Картонные – делали из прессованного серебристого картона. Здесь особенно много животных и птиц: «Гусь», «Утка», «Курочка», «Попугай», «Заяц», «Ежиха», «Белочка», «Мишка», «Рыбка», «Бабочка» и др. Ну и, конечно же, сказочных персонажей: «Колобок и заяц», «Колобок и лиса», «Колобок и медведь», «Золотая рыбка», «Кот в сапогах», «Дед Мороз» и др.
Монтажные ёлочные украшения – это сложные наборы из стекляруса, бусин, шариков, на мягкой проволоке. Я покупала себе как-то на блошином рынке старые винтажные ёлочные бусы. Красивые…!
Далее очень заметна ассортиментная волна стеклянных игрушек, моду на которые диктовало время:
До и послевоенные: «Два солдатика (будённовцы)», «Красноармеец», «Парашютист», «Дирижабль», «Звезда», «Серп и Молот», и др.
60-е -70-е годы:
Серия «Фрукты и овощи». Конечно же «Кукуруза», «Колос», «Стручок гороха», «Баклажан», «Огурцы», «Помидор», «Тыква», «Груша» и «Яблоко», «Апельсин», «Мандарин», «Лимон», «Клубника» и «Малина», «Ананас», «Виноград»,  «Слива», и др. А ещё «Орех» и «Желудь».
Серия из шишек.
Серия «Космонавтика».
Серия «Музыкальные инструменты».
Серия «Сказки».Это «Витязь», «Шамаханская царица», Голова из «Руслана и Людмилы», «Красная шапочка», «Алладин», Тётя Кошка, «Избушка на курьих ножках», «Гуси-лебеди» и др.
Серия «Фигурки» (моя самая любимая!). «Ребенок», «Ребенок с коньками», «Ребенок с игрушкой», «Девочка в русском платье», «Якут», «Узбек», «Клоун», «Восточная красавица», «Русская красавица» и др.
Серия «Чипполино»(уже очень редкая!). «Земляничка», «Чипполино», «Граф Вишенка», «Музыкант Груша», «Кум Тыква», «Сеньор Помидор», «Собака Держи-Хватай» и др.
Серия «Животные и птицы». «Белка», «Лиса», «Мишка», «Белый мишка», «Попугай», «Сова» и др.
И ещё «Лампа», «Светофор», «Часы», «Домик» и др.
 
Современные игрушки и дефиле ёлок.
Почему то сейчас нас всех пытаются убедить, что шар с ручной росписью – это «самая красивая игрушка». При всем уважении к труду художниц, смею заметить, что это ошибочное мнение. Шар тяжелый, он пригибает ветку вниз, да и мало кому охота рассматривать затейливо выписанный пейзаж. Гораздо больше удовольствия доставляет, например, обычная шишечка, или грибок, или снеговик, молчу уже про винтажные удовольствия.
Ещё в этом зале наряжены искусственные ёлки. Красиво - здесь есть и ёлки-невесты, и елки-царицы, и ёлки в моноцветной «одежде», т.е. только украшенные голубыми, белыми, серебряными или золотыми украшения. Красиво, но… так одноразово, недушевно… Насколько мы поняли, сюда можно приехать и купить вот такую раскрасавицу «всё в одном флаконе».
 
Дед Морозы и старые фотографии Клина.
Любопытно. В витрине собраны Дед Морозы всех размеров, цветов и мастей. На стенах виды старинного Клина.
 
Ёлочка, зажгись!
Тут нашу группу собрали у какой-то двери и раз – торжественно её распахнули. И все остолбенели. В большом зале с высоким потолком стояла огроменная Красавица-Ёлка. Наряженная в русском стиле, а именно – в рыже-красно-золотой гамме, и вся в расписных чайничках, матрешках, шарах, звездах и колокольчиках, да ещё в бантах.
Честно говоря, приехав сюда в музей «Клинское подворье» - мы совсем не ожидали такого качественного праздника. Включили известную всем песенку, дети схватились за руки и отплясали положенный предновогодний хоровод вокруг Ёлки. А потом все кинулись фотографироваться ).
И это ещё не все (!).
Спустившись с группой вниз, на первый этаж, мы спросили у экскурсовода где и как нам попасть на мастер-класс. Она заглянула в одну из комнат, похожую на школьный класс и сказала, а вот здесь вам «Марь Иванна» (условно, точно не помню) всё и покажет. Нам несказанно повезло ) - поток групповых экскурсий временно схлынул и мы одни, сели на стульчики, пододвинули к себе краски и варианты росписей, выбрали из 3х предложенных на выбор шаров (красный матовый, красный зеркальный, синий зеркальный), уселись …не рисовать, а наблюдать за нашим раскрасневшимся от удовольствия маканайцем, который самозабвенно окунал кисточку в разные цвета и рисовал домик, дерево, зайчика на боках шарика. Только мы закончили, как с рёвом ворвалась очередная группа, и наш класс-комната заполнился до отказа.
И это ещё не все (!).
В раздевалке по билетикам нам выдали подарки - три упаковочки с новогодними игрушками (разноцветными шарами). И мы пошли в их фирменный магазин (вход с улицы).
 
Я пережила целую гамму противоречивых ощущений.
Начну с минусов. Смотри выше – я уже покритиковала нынешние краски и чрезмерную «китайскую» блестучесть.
Плюсы. Выбор гораздо более интересный, чем в тех же московских универмагах, где наши отечественные новогодние ёлочные игрушки как капля в море китайского и прочего азиатского стеклотовара. Цены – безусловно, более щадящие, чем в … см. выше.
Игрушки можно условно поделить на простые и сложные.
Простые – это «Царевна-лягушка», «Мурзилка», «Белый медвежонок», «Снеговичок», «Теремок», «Гриб-лесовичок», «Ёлочка» и др. (можно посмотреть здесь).  Стоят от 80р. за штуку.
Сложные – это «Лебеди», и те самые чайнички и самоварчики, которыми была украшена клинская ёлка. Они состоят из нескольких деталей, к ним припаяны отдельно носики, ручки, крышечки. И всё это совершенно другой уровень работы. Стоят от 120р. за штуку, и реально стоят этих денег. Я где-то читала, что выпускается целый ёлочный чайный сервиз, но он пользуется ажиотажным спросом и купить его можно… только летом (здесь внизу «Самоварчик»).
Помимо этого на полках – кучи разных шаров, которые как-то ну совсем мне пришлись не по душе, а также игрушек, сгруппированных в наборы (в коробках).
            Интересный момент. Я почитала в отзывах, что помимо основного зала, есть маленький прилавок (на входе налево), где продаются «дешевые игрушки». Мы посмотрели. И действительно, там был очень неплохой, и крайне симпатичный выбор игрушек-малюток по 30-40р.
 
            Не знаю как вас, а я лично до сих не могу забыть любимые с детства кусочки из «Чука и Гека» Аркадия Гайдара:
«…На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! …Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица — высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки…».
 
В общем, в какое время года не прочитали бы вы этот рассказ, дорогие товарищи, резюме будет такое: «С Новым Годом! С Новым Счастьем!» )))
 
Комментарий к рассказу от Dessa-ы:

Спасибо, большое за Ваш рассказ! Мне все это очень и очень хорошо знакомо! ) После школы сразу с институтом не сложилось, и т.к. художественные наклонности присутствовали, пошла поработать на московский завод елочных игрушек "Иней", он располагался на Семеновской, потом с конца 90-х там организовали сначала казино, потом еще что-то. В общем, как и большинство народных промыслов государству это направление неинтересно, решили сократить. Оставили в Перхурово (Подмосковье) и в Клину. Правильно, зачем, когда сейчас кругом один Китай ((

А мы такие наборы рисовали! Их и в продаже-то не было, все на экспорт шло, американцы заказы делали, очень им нравились зимние "Тройки", деревья в инее, избушки и т.п. российские мотивы. А какой был набор о Москве - "Исторический"!.... На алюминированный шар наносился тонкий слой красного и золотого лака с пАтом (для перламутрового вида). Потом наносился простым карандашом рисунок, и острым лезвием вырезались контуры изображения. Шар получался резным, воздушным. В набор входили виды Кремля, Царь-пушка и Царь-Колокол, памятник Пушкину, Большой театр и т.д. Иностранцы были в восторге!

Новый год считался нашим профессиональным праздником, и директор разрешал делать себе любой набор на вынос в подарок, так что один день в году "Иней" работал на самих себя )) А вот дома долго не наряжала елку, просто украшала квартиру мишурой и связками шаров ) Как оказалось потом, у меня дома не так уж и много шаров своей работы, не сохранила, все раздарила)) Лаки, краски, присыпка действительно, как Вы заметили, оставляли желать лучшего. Только на экспорт рисовали импортными материалами. А еще большие куски фосфора натирали на терке в комнатке без вытяжки. Потом этот порошок смешивали с ПВА и рисовали фунтиками узоры, те самые, которые светятся в темноте. Но самый настоящий ужас был, когда на пол рассыпали полиметилметакрилат, это мелкий песок белого цвета, когда наносишь на шар кисточкой водоэмульсионку, а потом сверху ложкой посыпаешь этим песком, то узор начинает ярко отражать свет, как на одежде у гаишников, например. Так вот, на полу в горизонтальной плоскости он абсолютно не виден! Зато, если на него встать, то навернешься сразу же, сколько так мы падали. Производство считалось по нормам вредным и нам давали молоко. В общем, есть, что вспомнить! )) Теперь работаю инженером, тоже творческий подход к чертежам, только полет фантазии ограничивается нормативными документами )) Рисую, когда есть время и вдохновение.

Да, кстати, как это я забыла о Ким Балашак?! ) Когда-то ее коллекция выставлялась в Музее народно-прикладного и декоративного искусства. Я не могла обойти это событие вниманием. У меня сохранились "пустые" шары-заготовки диаметром 12см, белого матового цвета. Я нарисовала пруд, дерево, изгородь, все в снегу, и трех гусей. Рисовала акварелью, сверху лак, вокруг пейзажа наклеила красивую ажурную тесемочку, красиво получилось в общем. ) Мне повезло, я увидела на выставке Ким и подарила ей этот шар с пожеланиями к НГ и автографом. Она, как типичная американка, обрадовалась, как ребенок!)))
Вот хороший сайт, Вы ведь тоже коллекционер!
 
Фотоальбом «Выставочный центр «Клинское подворье» от фабрики ёлочных игрушек «Ёлочка»

*подождите пока не загрузятся все фотографии на странице! переключатель страниц под фото

 

Авторские права на текст полностью принадлежат автору - НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт  (с) www.pamsik.ru и упоминании имени автора.
Наш ЖЖ PamsikLivejournalновое из путешествий
Рекомендуемый шрифт при распечатке – Verdana 8.
   

© 2008
Все права защищены