Наши путешествия

*Photos от друзей
Болгария
Голландия
По Москве и области - С детьми
Россия <200км от Москвы
Россия < 400км от Москвы
Россия > 400км от Москвы
Россия. Калининград и область
Россия. Народные промыслы
Россия. Путешествия одного дня.
Россия. Санкт-Петербург
Турция
Украина
Финляндия
Швеция
Эстония

Ассорти от друзей

Santa Nikolays
Анисовка
Косенкова И.
МАлина
Мой Первый Рассказ.
Ольга Тен
Смирнов А.
Таисия Бонд
Частикова Э.
Эна



Захарово - Душа наша, Пушкин. Большие Вязёмы – Тройка. Семёрка. Туз. Ч.2я
15.06.2008
Оглавление. 
 
            «Как бы сейчас представили Пушкина. – Дворянин. Дипломированный лицеист. Камер-юнкер Двора Его Императорского Величества. Помещик, хозяин стольких-то душ крепостных. Бывший сыльный. Поэт. Семьянин. Отец четверых детей». М.Задорнов.
            Дорога к Захарово красивая – сосновая, вся в табличках «пансионаты». Мы повернули по указателю, когда ехали из Звенигорода, направо. Как водится, он был единственным, потому что дальше мы заблудились. Глазами отметили большую асфальтированную парковку (через 1-2км), вроде как ограду какого-то парка, но отсутствие указателя (!), что это и есть знаменитый пушкинский музей, нас сильно смутило. Поэтому мы немного проехались по дачным закоулкам и уверенно вернулись снова к парковке. Явно – музей-усадьба находится здесь – больше негде.
            Идем по дороге густого парка. Справа видим клумбы и памятник бабушке Пушкина – Марии Алексеевне Ганнибал, владелице Захарова. И справа же показывается небольшой деревянный барский домик – серый, с белыми ставнями, с белыми колоннами и красной крышей.
            Здесь жил Саша Пушкин?
            Ответ уже не совсем однозначный. В Захарово – да. Именно в этом доме – нет, поскольку дом, чьи стены помнили маленького Пушкина, был продан бабушкой в 1811г., когда Пушкин поступил в Царскосельский лицей, а потом сгорел. На старом фундаменте в 1904г. новый владелец-помещик построил и скопировал пушкинское родовое гнездо. Но в 1993г. – пушкинский дом уже музей снова горит.
            К сожалению ни чертежей, ни рисунков, ни воспоминаний о том, как выглядел подлинный дом – не сохранилось. Поэтому его восстановили по типовому проекту усадебных домов 18в.
            В Захаровском доме – 9 комнаток, наполнение которых соответствует перечню в подлинной купчей, составленной при продаже имения в 1811г.: «мебель из красного дерева, кресла с сафьяновыми подушками черный с бронзой стол, зеркала, столовая и чайная посуда».
            Флигеля, по бокам дома, в одном из которых жили гувернантка и дядька с детьми, а также бревенчатый домик няни пока не восстановлены.
            В Захарово у бабушки маленький Пушкин проводил лето с 1805 по 1810 год, т.е. с 6 до 11 лет.
            Почему-то о «значении Захарово в жизни поэта» ведутся споры, мол, Царское Село – вот это «отечество», а все остальное, тем более место проведения лета в несознательном возрасте – это «нам целый мир чужбина». Стихов он там особых ещё не писал, а только гулял по липовым аллеям. А потом, сколько уже мемориальных мест, связанных с Пушкиным – и Михайловское, и Тригорское, Арбат и Мойка, и масса прочих других. А что Захарово? Подумаешь, бабушка!
            Может читать это и смешно, но Захарово получило статус Пушкинского музея только в 1987г. …. Причем какие-то административные люди на полном серьёзе сначала «признали» Захарово «памятником садово-паркового искусства» (1982), а потом с большим трудом «повысили статус» до государственного пушкинского заповедника (а заповедник объединяет две усадьбы: Захарово и Вязёмы, 1987). ?? ! …
            Но ведь именно в детстве - маленький человек обладает чистым сознанием, на которое все жизненные впечатления накладываются незабываемо ярко и мощно.
            У Пушкина было счастливое детство, которое подарила ему любящая его бабушка.
            Мария Алексеевна Ганнибал (ур. Пушкина, 1745-1818, 73 года) – удивительная женщина с удивительной судьбой. В 27 лет она вышла замуж за Осипа Абрамовича Ганнибала (1744-1806, 62 года), майора морской артиллерии. Странный получился брак, хотя и по любви. Осип Ганнибал влюбчивый был человек, одним словом достойный сын (один из 5х) арапа и крестника Петра Великого - Абрама Петровича (отчество в честь царя) Ганнибала. Негритенок из жаркой Абиссинии в холодной России дослужился до генерал-аншефа. Дважды был женат, первую жену гречанку нещадно лупил, вторая – немка Христина Регина Матвеевна фон Шаберх родила ему 11 детей и говорила: «Шорный шорт делат мне шорны репят и дает им шертофски имя». Она имела в виду сложносочинённые имена её детей, которые на досуге придумывал Абрам Петрович, к примеру, Осип изначально был назван Януарием, а потом переназван Иосифом.
            Так вот Осип-Иосиф-Януарий Ганнибал подарил Марии Алексеевне дочку Надежду (будущую мать Александра Пушкина), а сам женился вторично на вдове военного Устинье Толстой, не обращая внимания на такую мелочь, как наличие живой первой жены. И даже на этом он не остановился – а взял и похитил маленькую Надю у матери. Девочка прожила с ним год. Кстати, всю жизнь, Надежде будет помогать её двоюродный дядя Иван Ганнибал (брат Осипа), его портрет висит в Парадной столовой.
            Надежда Осиповна (1775–1836, 61 год) в 21 год вышла замуж за поручика Измайловского артиллерийского полка Сергея Львовича Пушкина (1770–1838, 68 лет). Это был союз льда (Он) и пламени (Она). La belle creole (прекрасная креолка) Nadine и остроумный Serge Пушкины жили небогато, но легко, давали небольшие балы и приглашали гостей на ужины в своем московском доме, но при этом хозяйством твердо управляла Мария Алексеевна «очень умная, дельная и рассудительная». Саму пару мало волновали хозяйственные проблемы и их дом «представлял какой–то хаос и вечный недостаток во всем, начиная от денег и до последнего стакана. Когда у них обедывало человека два–три лишних, то всегда посылали к соседям за приборами». Зато Надин знала 4 языка, обожала вести светские беседы, прекрасно танцевала, а Серж сыпал французскими каламбурами и был членом Английского клуба.
            У супругов родилось 8 детей, 5 из которых скончались в детском возрасте. Остались – Оля, Саша и Левушка. Как ни странно это звучит, Надежда Осиповна не любила своих трех детей одинаково, предпочтение она отдавала Ольге и Леве, а к Александру была холодна, называя его «увальнем, дикарем и рохлей».
            Оставалась бабушка, которая раскрывала свои объятия внукам в летней усадьбе Захарово. У них там был пруд, чудесная березовая роща, под ветвями, которых стояли стол и скамьи, и вся семья в погожие деньки собиралась там на обед и на чай.
            «Мне видится мое селенье, мое Захарово; оно с заборами в реке волнистой с мостом и рощею тенистой зерцалом вод отражено. На холме домик мой; с балкона могу сойти в веселый сад, где вместе Флора и Помона цветы с плодами мне дарят, где старых кленов темный ряд возносится до небосклона, и глухо тополы шумят. Туда зарею поспешаю с смиренным заступом в руках, в лугах тропинку извиваю, тюльпан и розу поливаю - и счастлив в утренних трудах …».
            Здесь в березовом парке маленький Саша много гулял, любил сидеть под липой и смотреть на пруд, а главное – очень много читал. Начитанность Пушкина потом будет изумлять его лицейских товарищей.
            «…Вот здесь под дубом наклоненным с Горацием и Лафонтеном в приятных погружен мечтах».
            В 6 лет он уже читал Гомера и Плутарха, в 9 – написал свою первую пьеску «по Мольеру».
            Интересный эпизод . Публика новой «пьесы» в виде сестры Оли, освистала главного актера и автора – Александра. Но юный 9-ти летний «Мольер» тут же написал эпиграмму на самого себя. На французском. «Скажи, за что партер освистал моего «Похитителя»? Увы! За то, что бедный автор похитил его у Мольера».
            Интересный эпизод . В Захарово как-то гостила какая-то родственница, молодая девушка, с проблемами нервов. Чтобы её «вылечить», кто-то посоветовал испугать. Для этого девушку неожиданно облили струёй воды из шланга. Действительно перепуганная, она выскочила из комнаты, побежала сломя голову, налетела на маленького Александра и стала кричать, что над ней издеваются, её приняли за пожар и облили водой. «Что вы, мадам, - ответил ребенок (будущий поэт), вас приняли за прекрасную розу, которую нужно полить».
            Тоже интересно. Оказывается, Арина Родионовна была няней его сестры Ольги, а у мальчиков был «нянь» или дядька - Никита Козлов, молодой грамотный и артистичный крестьянин, прекрасный рассказчик. Арину Родионовну Пушкин забрал к себе уже лет ~ в 20. Но, тем не менее – Салтан, Гвидон, Додон, Руслан, Русалки и Коты – всё отсюда, из народного фольклора, которым был окружен в Захарове маленький мальчик Саша Пушкин.
        Рядом с домом Ганнибалов-Пушкиных в Захарово находилась усадьба Голицыных в селе Большие Вяземы. Это ~ 2км. Сюда они ходили в церковь, и в гости. А церковь была построена при Борисе Годунове и её стены помнили всех самозванцев – и так возникнет сюжет одноименной поэмы, а владелицей вяземского дворца была княгиня Голицына – и она будет «Пиковой дамой», а её красавец сын Борис – Ленским, а у него жену звали Татьяна…. Нет ничего случайного. Маленький Александр впитывал всё, что его окружало. «…Бывают странные сближения…»
            Мы гуляем по парку. Вернее, нас водит экскурсовод, дама в красивом белом кружевном костюме и белой шляпе с полями. Самозабвенно и увлечено рассказывает. Показала беседку на берегу пруда, которую подарил музею режиссер Глеб Панфилов, снимавший фильм в этих местах. Показала Пушкинскую поляну, на которой в первое воскресенье июня собираются люди на праздник Пушкинской поэзии. Интересно разговаривать, задавать вопросы. Она говорит, что Пушкин был очень добрый, как человек, помогал и своей сестре Ольге Пушкиной-Павлищевой, выплачивал карточные долги брата Льва.
            В Захарово меня поразили два памятника. Вернее сказать, тронули до глубины сердца. Я совсем не ожидала, что скульптуры будут такими душевными.
            Первая. Маленький Пушкин вполоборота сидит на камне, на берегу пруда среди огромных лип. Скульптор – А.Хижняк, 1999 год. Почему-то этой скульптурой многие недовольны, углядев некую диспропорцию между «слишком большой головой» поэта и его худеньким телом. Надо же, а я этого и не заметила. И меня фигурка маленького Пушкина тронула и понравилась.
            Вторая. Бабушка Мария Ганнибал обнимает маленького Александра Пушкина. Скульптор – В.Козинин, 2005 год. На мой взгляд – это шедевр, ну, если и поторопилась с оценкой, то однозначно – это очень талантливый памятник, вернее скульптор. Жест, которым бабушка прижимает к себе внука, её взгляд и выражение лица маленького будущего поэта – схвачено гениально. Этот памятник точно будет талисманом усадьбы Захарово, потому что он передает всю её сущность. Детство, любовь бабушки, и уже проблески таланта. Этот памятник – подарок скульптора из Воронежа, сам он сказал, что «работал над ним по 12 часов в сутки». – Спасибо.
            Вот здесь план усадьбы Захарово (это официальный сайт пушкинского музея-заповедника): http://www.museum-gol.ru/tour/index3.htm.Добавлю только, что зеленая загущенность на этой карте немного преувеличена – совсем нельзя сказать, что усадьба находится в таком непролазном лесу . Первый памятник (маленький Пушкин) помечен на схеме №10. А второй почему-то не указан, и он находится между №1 (Усадебный дом) и №5 (Березовая роща, где проходили чаепития) или справа от дома-музея.
            Из всех пересмотренных мною пушкинских сайтов, больше всего запомнился и полюбился один. Здесь есть портреты членов его семьи: http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm. Здесь по-моему почти все портреты Александра Сергеевича: http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/portrety.htm. Здесь все пушкинские места (со ссылками, конечно): http://pushkin.niv.ru/pushkin/mesta/zaharovo.htm(в т.ч. Захарово и Вяземы).
            Ещё обязательно рекомендую посмотреть и почитать про Захарово вот на этом ресурсе: http://www.nataturka.ru/usadiba/zaharovo.html.
            Кроме Первого воскресенья июня, Пушкинские дни здесь отмечают ещё 18 мая (День Музеев) и 10 февраля (День Памяти А.С.Пушкина).
            Очень желательно почитать книги о Пушкине, о его детстве, да и вообще J. Вот примерный список: С.Довлатов «Заповедник», Ю.Лотман «А.С.Пушкин», Л.Аринштейн «Непричесанная биография Пушкина», книги А.Тырковой-Вильямс «Жизнь Пушкина» или А.Труайя «Пушкин».
            И напоследок о музее. Не судите строго. Лично мое впечатление – мне очень понравилось здесь всё. И дом – почему-то сразу я поняла, что Татьяна Ларина жила именно в таком, а не в каком другом, и именно в подобном пейзаже. И парк, и пруд, и чугунный кружевной мостик, и скульптуры. Можно много и долго говорить о Пушкине, и читать книги о нем, и монографии, но лучше – один раз приехать в Захарово, и тогда вы точно пропустите через себя, а не просто пробежите глазами стихи поэта: «Мое Захарово, оно…». Я все это написала к тому, что на самом деле, о музее в Захарове и его наполнении идут многочисленные споры, и надо сказать возмущения историков (а не восторженных пушкиноведов, что важно) имеют под собой все основания: «…дом не тот, не на том месте стоит, как раньше выглядел, никто не знает - нет реальных изображений дома…, гостиная у бабушки Пушкина метров 16, в нее дамы в кринолинах в жизни бы не влезли…, надоели убогие абсолютно одинаковые пушкинские музеи с цветными ксероксами вместо экспонатов, раскиданные по всей стране…» и т.п.
            Так то оно так, но всё-таки усадьбу Ганнибалов-Пушкиных в Захарове возродили, и неимоверными усилиями. И согласитесь – Пушкинский заповедник, как бы к нему не придирались, гораздо лучше, чем заросли очередных частных краснокирпичных коттеджей. Музею всего – 11 лет. Ещё недавно, кстати, до 1987 года здесь и пионерский лагерь был, и коров пасли на пушкинской поляне и в березовой роще…. И ещё, кстати, в соседнем поселке до сих пор живут потомки Арины Родионовны….
            Да, чуть не забыла про сувениры. J С пушкинской символикой их довольно много в киоске в самом доме-музее, там, где вы покупаете билеты, как и литературы о поэте, и DVD-дисков. Я купила магнитик на память.
            «Здесь будущий поэт впервые узнал русскую деревню. Это знакомство принесло много счастья ребенку, и летние пребывания в с. Захарове сделались для него на всю жизнь золотыми воспоминаниями...» С.Венгеров.
            «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в той чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Н.В.Гоголь.
 
            Дорогу мы уточнили в Захарово. Если ехать из Москвы по Можайскому шоссе, то в городе Голицыне совсем немного недоезжая поворота на Захарово, нужно повернуть налево по указателю-плакату со стрелкой. Слева для ориентира - будет ещё небольшая плотина и кафе. Если вы возвращаетесь из Захарово – поворот налево, потом почти сразу направо за кафе. Указатель, хоть он и достаточно большой легко проморгать, будьте внимательны.
            Далее мы проехали немного вперед и повернули направо за футбольным полем. Здесь уже не ошибиться – стоит бюст Пушкину, виднеется красивая церковь, и есть небольшая парковка.
            Конечно же, идеально бы попасть на экскурсию (как я уже писала по субботам и воскресеньям – в 12 и 14). У нас было время, но мы уже подустали. Причем не как физически, а просто нас подбило влажной и липкой предгрозовой духотой. Поэтому мы в каком-то влажном состоянии купили влажные билеты и пошли осматривать влажные экспонаты в Голицынской усадьбе – в прямом смысле этого слова. Отсутствие кондиционеров в музее нас удивило, обидно было не, сколько за туристов, сколько за музейное наполнение. Но в целом, честно говоря, судя по обшарпанной штукатурке и вовсе явным ремонтным проблемам – установка кондиционеров здесь явно не приоритетная задача.
            Забегая вперед, скажу честно, Большие Вяземы в сравнении с Захарово проигрывали. Да – здесь достаточно большая территория, более ухоженная, с тропинками и дорожками, прудами и клумбами, ведь раньше здесь был «дворцово-парковый ансамбль». Да – здесь достаточно большой главный дом, и есть дополнительные постройки-флигеля. Главное – рядом находится старинная церковь, построенная в Борисогодуновские времена. Но… не хватало того самого «духа времени», он здесь заглушался воем машин с близлежащего шоссе. Да и наполнение самого музея достаточно … притянутое. Нет, это ни в коем случае не обвинение вяземских музейных работников. Просто, чувствуется, что финансирование музея явно не страдает, к примеру, церетелевским гигантизмом. Шика некогда блестящего дворца богатейшей голицынской фамилии – к сожалению, нет, и вообще не ощущается. На втором этаже временно помещены экспонаты из сгоревшего музея Тютчева в Мураново. Я все гадала про себя, почему же мне здесь так неуютно и что так давит на меня? Списала сначала на неимоверную духоту. А потом прочитала, что здесь в этом доме до 1987 года была городская больница – вот они откуда масляные стены, и все остальные ощущения….
            Главное в Больших Вяземах – это невидимое пушкинское присутствие. Потому что и история этого места, и лица его населяющие – все остались на страницах пушкинских произведений.
            Первое упоминание.
            В 1530г. Большие Вязёмы упоминается как «остатошный ям на Вязёме». Другими словами – это село, последняя ямщицкая остановка на Смоленской дороге перед Москвой, до которой «30 вёрст». Ещё его называли «первой тропинкой по дороге в Европу» (под Европой, прежде всего, понималась Польша и Литва ).
            Годуновские Вязёмы.
            В ~1585-86гг. в документах впервые упоминается тот факт, что Большие Вязёмы отошли Борису Годунову, который строит здесь деревянный дворец, или, как его именуют останавливавшиеся здесь иностранные послы – «замок». Попутно вокруг дворца возникает и городок с торжком (торговой площадью), станом (постоялым двором), церквями и «монастырьком».
            В 1606г. появляется запись о наличии в Вязёмах «каменной церкви» и «колокольни» (построены они были несколько раньше). Троицкая церковь и сейчас впечатляет. Годуновский стиль (про него я уже подробно писала в рассказе про Серпухов) ни с чем не спутаешь. Это белый цвет стен, темные полукруглые котелки-маковки на крепких шеях-барабанах, под ними идеально полукруглые срезы-закомары, возможна галерея с полукруглыми арками (здесь она как раз есть, да ещё и 2х ярусная). В Большевяземской церкви есть ещё большая торжественная лестница на второй ярус галереи. Воображение так и рисует поднимающегося по ней какого-нибудь знатного боярина в вышитой шубе, длинной бобровой шапке и бородой до пола, или боярскую дочь в жемчужном кокошнике и нарумяненными свеклой щеками.
            Внутри нам её посмотреть не удалось – к сожалению, церковь почти всегда закрыта за исключением больших церковных праздничных дней. Внутри неё есть интересные моменты, которые хотелось бы посмотреть.
            Во-первых, это образа святых на колоннах храма, имена которых носили все члены годуновской семьи. Святые - Борис (сам Борис Годунов), Мария Магдалина (его жена Мария Малютовна Скуратова), Феодор Стратилат (сын Фёдор), Ксения (дочь Ксения) и Ирина (родная сестра Ирина). Во-вторых, здесь есть старинные польские и литовские граффити-надписи, которые оставили люди из свиты Марины Мнишек, останавливавшейся здесь по пути к жениху – Лжедмитрию I. Который в свою очередь, приезжал сюда на забавы – построил в Вязёмах ледяную крепость и развлекался тем, что показывал пример, как «нужно брать крепости». Русские бояре у него были «осажденными защитниками». А сам он с немцами и поляками «героями-нападающими». Забава чуть не превратилась в опасный инцидент, поскольку «нападатели» закатывали в снежки камни, и тем самым чуть не покалечили рассвирепевшую от этого нашу знать.
            Но это история. А мы сейчас гуляем по территории церкви. Сзади находится красивая Звонница. Она необычная «особливого рода, каких нигде не видно» – поскольку считается, что такая архитектура очень редкая и имеет явные северные корни. Звонница белая, небольшая, плоская, 2х ярусная, в каждом ярусе по три арки с небольшими колоколами.
            У северной стены Троицкой церкви (левой, если стоять лицом к входу) находится маленький холмик – здесь лежит младший брат Пушкина Николенька.
            «Годуновский период» Больших Вязём закончился в 1618г. – когда подступающие к Москве очередные поляки (королевич Владислав) сожгли все постройки.
            Петровские Вязёмы, а вернее Голицынские.
            В 1694г. – усадьба подарена Петром I своему воспитателю князю Борису Голицыну «за спасение во время стрелецкого бунта» или другими словами «за доставление Петру победы над сестрой». (Узнав, что более 600 стрельцов под руководством фаворита Софьи идут в Преображенское за Петром, Голицын разбудил царевича и подсказал ему мысль срочно бежать в Троице-Сергиев монастырь). Пикантность момента ещё заключалась в том, что родной брат Бориса – Василий, был милым другом царевны, за что пожизненно сослан под Архангельск.
            Но Борис Голицын – матерый придворный, поэтому он сумел устоять во время разборок, получить дары от царя, занять важные государственные посты и не уступать в «мздоимстве» от самого Меньшикова. Поэтому и в Больших Вязёмах, и в других местах успешным владельцем возводятся дворцы.
            Троицкую церковь в Больших Вязёмах он переосвятил в Преображенскую.
            Сегодняшний дом построил правнук Бориса Голицына в 1766г.
            А потом его владелицей становится Наталия Петровна Голицына (Чернышева). Легендарная личность. Фрейлина 5-ти императоров. Жена богатейшего князя Владимира Голицына. Мать блестящих будущих военных – князей Бориса и Дмитрия. Близкая подруга королевы Марии-Антуанетты. PrincessMoustache или княгиня Усы (за усики над верхней губой). Авторитетнейшая персона при императорском дворе. Тихая, но активная участница всех дворцовых интриг. «Законодательница нравов сливок петербуржского общества». Каждый из пяти императоров лично приезжал, чтобы поздравить её с днём рождения (!). Прожила 94 года (1741-1837).
            Кстати поговаривали, что она внучка Петра I – потому что дворцовые сплетники не находили другого объяснения тому, что бесприданницу, но красавицу Катеньку Ржевскую (бабушку Натальи) царь выдал замуж за своего любимого денщика, подарив при этом на свадьбу 4тыс. душ крепостных.
            Княгиня Наталия Голицына стала для Пушкина прототипом Пиковой дамы! Почему? Оказывается её внук, рассказал Пушкину домашнюю историю о Трёх Картах, якобы сообщенных бабушке парижским мистиком Сен-Жерменом…. Вышла повесть и двор удивился полнейшему сходству, но «не рассердился», а наоборот «Дама» стала модным произведением.
            Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При Дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…».
            Её сыновьяБорис и Дмитрий – дальнейшие владельцы усадьбы. Провели 7 лет во Франции, где и получили образование в Парижской военной школе. Герои Отечественной Войны 1812 года. Я думаю, надо заметить, что они были видные и почетные масоны.
            Борис Голицын. - Хозяин усадьбы в 1803-13гг. Красавец Boris. «В полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной привёз учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри черные до плеч…». Прототип – Ленского («Евгений Онегин»), князя Верейского («Дубровский»), отца Полины («Рославлев»). В «Войне и мире» на обеде у Ростовых обсуждается, что «князь Голицын русского учителя взял, по-русски учится». Он действительно был умнейшим человеком, но слабо говорил по-русски.
            Дмитрий Голицын. – Хозяин усадьбы в 1813-40гг. Военный. Будущий губернатор Москвы (с 1820). «Князь был видный мужчина, довольно высокий ростом, с величественной осанкой, имел прекрасные черты лица… Последний просвещённый вельможа александровского времени…, любил таланты, уважал литературу…». Кстати, и он тоже плохо говорил по-русски, говорят, что просьбы ему передавали на французском, но «Москва его любила».
            Оба брата – отличились в Отечественную войну 1812 года. Их называли Голицын I (Дмитрий) и Голицын II (Борис). Первый - генерал-лейтенант князь Дмитрий Голицын воевал во 2й армии под руководством Багратиона, а Второй - генерал-лейтенант князь Борис Голицын в 1й армии под руководством Барклая де Толли. После Бородино обоих братьев представили к наградам, но что-то перепутали (немудрено: Голицын I , Голицын II), и наградили орденами, которые у них уже были. Княгиня Наталия Петровна была крайне недовольна, и Александр I в испуге вскоре исправил свою ошибку. Хотя Борису Голицыну было уже не до того – после полученных ран он скончался в 1813г. (фамильная усыпальница Голицыных в Донском монастыре в Москве).
            Пушкины были в некотором родстве с Голицыными, поэтому, возможно, что Сергей Львович Пушкин вместе с братом - поэтом Василием Львовичем, и своим сыном Александром ездил в гости к ним в усадьбу, в которой были прекрасные библиотека и картинная галерея….
            В самом доме Голицыных два этажа. Заставляют одевать тапочки-пакеты.
            На 1-ом этаже – анфилада комнат (Столовая, Гостиная, Спальня, Кабинет, Библиотека), воспроизводящих обстановку и антураж 18-19вв. Везде есть заламинированные листы с информацией, можно почитать, что здесь что, но даже с моей неуёмной фантазией представить себе прежний голицынский блеск очень проблематично. И дело вовсе не в недостатке старинной мебели, люстр, хрусталя и фарфора. Здесь какое-то непропорциональное соотношения блеска и нищеты, и второе забивает первое. Может быть, ещё дело и в том, что всё наполнение голицынского дома хоть и подлинное, т.е. действительно из 18-19вв., но с этим домом никак не связанное, поскольку приобретено в антикварных салонах. И, возможно, эти вещи ещё «не прижились» здесь.
            Запомнились:
Гостиная-ротонда, в которой стояли апельсиновые деревца в кадках, на стенах был растительный орнамент, и откуда открывались стеклянные двери в цветочную беседку - через неё гости могли выйти к пруду. Здесь играли в «бостон и ломбер стариков, и вист доныне знаменитый…». «Большинство предметов в этом зале рассказывают нам о хозяине усадьбы Борисе Голицыне».
Спальня салатового цвета с мебелью из тополя и карельской березы, в которой находится портрет Пиковой дамы – Наталии Петровны Голицыной. На стенах портреты любимого зятя фрейлины – Степана Апраксина, и родственников - князей Голицыных.
Кабинет голубого цвета, который принадлежал другому хозяину дома Дмитрию Голицыну. Здесь находятся портреты князя и его супруги Татьяны Васильчиковой. А также пушкинские книги, изданные ещё при нём. А ещё – портрет Натальи Николаевны Пушкиной (Гончаровой), с которой Пушкин познакомился на одном из знаменитых «голицынских балов», и её кресло (у камина), привезенное из усадьбы Ярополец.
Следующая угловая комната полностью посвящена поэме Пушкина «Борис Годунов». Здесь копии фресок из вяземской Троицкой церкви, которые можно сказать «видели» и Годунова, Самозванца, и Марину Мнишек, портреты, которых тоже находятся в этой комнате. А также гипсовый слепок с граффити на церковных стенах. В витрине стоит книга с поэмой, изданная ещё при Пушкине, открытая на странице со сценой диалога Гришки Отрепьева с хозяйкой корчмы, где самозванец спрашивает дорогу на Литву, а хозяйка ему подробно отвечает, используя в речи топографию здешней местности.
Библиотека или Каминный зал. О, это знаменитая комната. Но начнём с того, что у Голицыных была роскошная библиотека (~30тыс. томов), которую они поделили на две части. Книги на иностранных языках стояли здесь на 1ом этаже (Нижняя Иностранная библиотека), а русские - на 2ом этаже (Верхняя Русская библиотека). Счастье, что на всех голицынских книжках стояла печать с их фамилией, таким образом, удалось собрать некоторую часть. В этом зале на стенах висят портреты Наполеона и Кутузова. Почему? Оказывается, они здесь ночевали, причем с разницей в один день.
            После Бородина в голицынском доме на 3 дня останавливался Кутузов. Здесь в Больших Вязёмах Кутузов получил два известия, приятное - о том, что его произвели в чин генерал-фельдмаршала за сражении на Бородинском поле, и неприятное – о том, что он не получит подкрепления из нового рекрутского набора из-за из полной неподготовленности (~180 тыс. чел.). Здесь, возможно, Кутузову и пришла в голову мысль, о необходимости оставления Москвы, ибо силы были неравны. С 30 на 31 августа Кутузов переночевал в Библиотеке на диванчике и уехал, а диванчик тут же занял Наполеон, проведя на нём ночь с 1 по 2 сентября.
            Сейчас в Библиотеке стоит рояль, расставлены рядами стулья и проводятся концерты классической музыки.
            На 2-ом этаже – такая же анфилада комнат (Охотничий кабинет, Салон-гостиная, Русская библиотека, Картинная галерея), но наполнение уже не совсем связано с именем Пушкина. Здесь всего понемножку.
            Запомнились:
            Охотничий кабинет, который принадлежал уже внуку Дмитрия Голицына – Дмитрию Борисовичу (в этой ветви Голицыных у всех мальчиков имена Дмитрий и Борис, а соответственно у их сыновей наоборот – Борис и Дмитрий, поэтому они все – либо Дмитрии Борисовичи, либо Борисы Дмитриевичи, немудрено запутаться ). Он – последний хозяин Вязём с 1882г. и начальник Императорской охоты. Отсюда и трофеи-экспонаты. Кстати и он тоже красавец, и у него тоже есть литературный прототип – Вронский! Этот Дмитрий Борисович был человек мудрый – отказался от поста губернатора Москвы (!), и хозяйственно разделил свои громадные земельные владения (вот это петровский подарок – так подарок!) на две половины, одну из которых разбил на участки под дачи внаём. Также им было выделено место под «голицынский городок» «проспекты» в котором носили имена князей Голицыных, владельцев Больших Вязём, т.е. Борисовский (в н.вр. Пролетарский ), Дмитриевский (Коммунистический), Голицынский (Луначарского).
            В Салоне-гостиной - выставка под названием «Мир детства», но не современного а «в дворянской усадьбе». Мне лично крайне понравились обалденные старинные куклы с прическами и нарядами тех времен, а особенно миниатюрные кукольные фарфоровые сервизы и серебряные столовые предметы (такие были у очень богатых детей), а вот мужу – мягко говоря, не очень .
            В Русской библиотеке – стоят красивые книжные шкафы из волнистой березы. Интересно, что голицынские книги разбирал муж внебрачной (но любимой) дочери Boris-а Софьи Зеленской – Степан Шевырев. А он в свою очередь был известным ученым, профессором МУ и другом Гоголя. Они здесь жили. И в этом доме в Вязёмах Гоголь читал ему свой третий том «Мертвых душ», взяв слово, что тот никогда никому ничего не расскажет Шевырев слово своё сдержал. Здесь висит портрет С.Шевырева.
            Картинная галерея – это длинная комната, на стенах которой развешана «портретная живопись из тютчевского музея Мураново», который сгорел в 2006г. Здесь Рокотов, Тропинин и Боровиковский, но такой переход от Пушкина и Голицына к Мураново, сильно рассеял наше и без того увлажненное сознание.
            По парку мы походили немного. Уже устали. Прошлись только по главной центральной дорожке к полянке, где установлен бюст Пушкину.
            План усадьбы Большие Вязёмы здесь: http://www.museum-gol.ru/tour/index2.htm. Рекомендую посмотреть и эту страничку: http://www.nataturka.ru/usadiba/bol_vez.html.
            В правом флигеле или бывшей усадебной кухне (если стоять лицом к главному дому) находятся Касса музея и Сувенирно-книжный киоск. Здесь я приобрела книгу об истории Больших Вязем, и чудесную книжку русских сказок с иллюстрациями Елены Поленовой. Когда её увидела, то с трудом поверила своим глазам – ну надо же, ЕЁ иллюстрации, наконец-то кто-то из издателей додумался выпустить такую книгу.
            Надо отметить также близлежащий городок Голицын – тот самый, который построил последний владелец Дмитрий Борисович Голицын. Его идея «дачного строительства» оказалась очень плодотворной – на выделенных им 600-х участках моментально построили дачи, которые стали арендовать самые разные, в т.ч. и очень известные люди. Так, одну дачу, её владелица в 1932 продала Литфонду и она превратилась в Дом Творчества. Также здесь в Голицыне снимали дачу – Гайдар (который обожал пить чай из единственной голубой чашки хозяйки), Макаренко (с 1939). Олеша. Паустовский. Твардовский.
            Куприн (с 1937, вернувшийся после эмиграции), который мечтал написать о Пушкине, но не успел.
            Цветаева с сыном (с 1939-40гг.). Цветаевский «Мой Пушкин» - «золотой фонд художественной пушкинианы». «К пушкинскому юбилею тоже речь произнесем. Все румяней и смуглее до сих пор на свете всём, всех живучей и живее! Пушкин – в роли мавзолея?»
            Ахматова. «Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, возможность или благодать над всем так мудро и лукаво шутить, таинственно молчать и ногу ножкой называть?».
            И многие, многие другие.
 
Кстати, мне очень понравились слова современного звенигородского губернатора из предисловия к альбому «Звенигород и его окрестности»: «…мы бережно храним все то, что приняли в наследство от предков – нашу историю, нашу редкую по красоте природу, а главное – духовность, свойственную только малым русским городам». – Вот верю им.  Звучат искренне.

 

Авторские права на текст полностью принадлежат автору - НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт - (с) http://www.pamsik.ru и упоминании имени автора.
PamsikLivejournalновые фотографии из путешествий
Фотоальбом «Захарово – Большие Вязёмы»
Начало  путешествия. Рассказ о Звенигороде и Саввино-Сторожевском монастыре.
Рекомендуемый шрифт при распечатке – Verdana 8.
   

© 2008
Все права защищены