Наши путешествия

*Photos от друзей
Болгария
Голландия
По Москве и области - С детьми
Россия <200км от Москвы
Россия < 400км от Москвы
Россия > 400км от Москвы
Россия. Калининград и область
Россия. Народные промыслы
Россия. Путешествия одного дня.
Россия. Санкт-Петербург
Турция
Украина
Финляндия
Швеция
Эстония

Ассорти от друзей

Santa Nikolays
Анисовка
Косенкова И.
МАлина
Мой Первый Рассказ.
Ольга Тен
Смирнов А.
Таисия Бонд
Частикова Э.
Эна



Звенигород - К Савве Сторожевскому. Ч.1я
15.06.2008
Оглавление. 
 
            На праздник Троицы (15 июня 2008) мы решили съездить в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом (56км от Москвы), а заодно по дороге посетить соседние места, связанные с именем Пушкина – Захарово (~+7км, имение его бабушки по матери) и Большие Вяземы (ещё ~+3км, одна из владелиц которого княжна Голицына – пушкинская «Пиковая дама»).
            В результате получили массу интересных впечатлений.
 
            Толчком к этой поездке послужила статья про Савву Сторожевского и его монастырь в реабилитированном журнале со странным уже в наше время названием «Крестьянка» - у них одно время печатался очень любопытный цикл про монастыри России. Путеводитель - «Подмосковье. Маршруты выходного дня» (Егорова Л.). Странная история у этой книжки  – купила я её случайно, на книжном развале, за 50р., постоянно ругаю и недовольна ей, но всё время этим пособием пользуюсь. Альтернативы пока не встречала. Ещё я распечатала несколько небольших отзывов по музеям.
            Конечно же, набрала разной литературы уже на местах. Рекомендую к прочтению «Усадьба Вязёмы и её окрестности» (Новиков В., купила в Больших Вязёмах), и красочно иллюстрированный альбом «Звенигород и окрестности» (купила в монастыре в Царицыных палатах).
 
            До Звенигорода от Москвы можно ехать по Минскому (М1) или Можайскому (А107) шоссе (второй вариант – Рижское шоссе), а потом повернуть направо в городе Голицыне. Эта двухполосная дорога ведёт до Звенигорода. Обязательно нужна карта, поскольку там не просто повороты по указателям, а какие-то хитрые дорожные сплетения – местным аборигенам ориентироваться легко, туристам – не очень.
            Я бы посоветовала следующую последовательность посещения (вышеописанный маршрут движения написан для неё): сначала Звенигород и Саввино-Сторожевский монастырь, потом Захарово, потом Большие Вязёмы. При этом время по возможности желательно распланировать так, чтобы попасть на экскурсии в обе усадьбы, а именно в 12.00 и 14.00 по выходным дням. По крайней мере, это настоятельная рекомендация для Захарово – если вы не послушаете экскурсовода и не прогуляетесь с ним по парку (а пушкиноведы – это особые люди), много потеряете в информативном и эмоциональном планах.
            Лично у меня Захарово (1) и Большие Вязёмы (2) оставили разные впечатления. Хотя первая усадьба значительно уступает второй в каком-то архитектурном отношении, но в душевном – точно берет реванш. А вторая, более светская, но она находится невдалеке от шумной дороги, и там мне лично не удалось по-туристически расслабиться и отвлечься от суеты. Я люблю тишину.
 
            Я прочитала про Саввино-Сторожевский монастырь интересную статью в «Крестьянке», а ещё где-то услышала, что жена Ивана Охлобыстина каждую субботу возит туда детей на причастие. Мы решили тоже съездить, тем более что наступал праздник Троицы. Единственное – подвела погода, она была жаркой, и при этом сильно предгрозовой, а это означало, что воздух был похож на влажную вату, прилипающую к тебе. Любое движение вызывало испарину, липкость одежды и любых предметов в руках раздражала. К тому же, подъехав, мы еле припарковались – понятно, что на праздник приехало очень много людей, и поэтому мы в буквальном смысле чудом успели втиснуться в щель на опасной обочине (приехали в районе 10-10.30 утра), а потом переживали, не поцелуют ли нас проезжающие машины. Всё, слава Богу, обошлось, но к слову – въезд к монастырю вскоре вообще перекрыли (парковка у стен была забита битком) и люди останавливались далеко на дороге от монастыря.
            На Троицу в монастырь приехало очень много народа. Служба, проходила в Преображенском (или, возможно, Сергиевском?) храме. Мы на неё попали, но постояли совсем немного. Там было броуновское движение - люди постоянно входили и выходили, чтобы глотнуть хоть какого-то свежего воздуха. Дышать было нечем не так из-за количества людей, как из-за плотности влажного жаркого воздуха. Через полчаса мы тоже были вынуждены уйти, и решили походить познакомиться с монастырем.
            Мы были наслышаны, что здесь есть экскурсионное бюро – свидетелями этому были довольно частые организованные группки людей, как наших, так и иностранцев, возглавляемые энергичными экскурсоводами. Я помчалась выяснять, где можно купить билеты. На входе в монастырь – от ворот сразу слева - зашла в будочку и пыталась узнать про билеты и возможность вливания нас в экскурсию. Но совсем пожилой старичок-сторож мало что ответил дельного: деньги он не берёт, экскурсия только что ушла, следующая не знает когда будет, если хотим – то надо найти на территории группу и к ней присоединиться. Что мы и сделали - услышали русскую речь и тут же увеличили собой численность экскурсии. Причем без билетов. Я всегда щепетильна в этих вопросах, и положение «зайцев» меня мало устраивало, но скажу честно – в таком столпотворении такой духоте и неразберихе, купить билеты реально не представлялось возможным.
            Билеты в Царицыны палаты на выставку мы купили сами (в самих палатах) и внутри тоже пристроились к группе, чтобы послушать. Но, скажу честно – качеством полученной исторической информации остались не очень недовольны. Единственный плюс организованной экскурсии то – что нам показали знаменитый Главный вход в монастырь со знаменитой лестницей под Троицкой церковью.
            Но, обо всём расскажу по порядку. Думаю, логично будет, рассказывая о монастыре – рассказывать про:
            Савву Сторожевского (главы 1, 2).
            Юрия Звенигородского.
            Историю монастыря (главы А, Б).
            и о том, Что здесь сейчас. Прогулка по монастырю.
Савва Сторожевский (1). 
            Об этом святом человеке, мало что известно. Родился ~ в 1327. В 18 лет (в 1345) пришел в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому. От него принял подстриг. После Сергия, с 65 лет - 6 лет игумен этой обители. В 71 год (в 1398) его настойчиво пригласил к себе в Звенигород сын Московского князя Дмитрия Донского – князь Звенигородский Юрий - для устроения нового монастыря (будущего Саввино-Сторожевского). Игуменом которого он пробыл 8 лет. Часто уединялся в пещере, которую сам выкопал в овраге неподалёку. В 79 лет (в 1409) – покинул этот мир.
            Интересно, как эти просветленные люди выбирали место под монастырь? Везде написано: «пришёл в Звенигород, огляделся и увидел красивое место – гора, река…». Но ведь просто красивых мест на русской земле, а особенно на звенигородской, очень много, куда ни глянь. А сильных мало. Русские монастыри всегда ведь стояли на изначально наполненных энергией земных точках. Как угадать? Наверное, у просветленных людей другие глаза, и они видят то, чего не видим и не чувствуем мы.
            Поэтому выбор Саввы – гора Сторỏжа. Поэтому встреча (стрелка) двух рек – Москвы-реки и Разводни.
История монастыря (А).
            Сначала была возведена церковь Рождества Богородицы (1398). Деревянная. Такие же кельи и стены. Через год, вернувшись из удачного похода на камских болгар, князь Юрий даёт средства для возведения белокаменного Рождественского собора, который начинают возводить через 6-7 лет (нач.15в., 1404-5гг.).
            Этот собор – самая высокая точка горы и центр будущего монастыря-крепости.
Он белый. С узорчатыми поясами на стенах. Одна золотая маковка. Несколько тяжеловатый. Вот здесь и понимаешь разницу между летящей ввысь простотой (например, церковь Покрова на Нерли или домонгольские церкви Смоленска) и приземляющей массивностью. Но внутри меня поразили росписи. Они тёмные, шоколадного цвета с золотом, густоузорчатые, что создаёт эффект заниженности сводов, но в то же время и роскоши. Про такую роспись легко сказать – «богатая» и «очень русская». Расписывал мастер – Карп Тимофеев «со дружиной» (сер.18в.). Они, же написали и иконы для иконостаса: он здесь 5-ти ярусный из 54 икон и очень красивый. В кон.19в. иконостас будет поновлен палехскими мастерами. А пол будет сделан из метлахской плитки, вместо чугунной.
Савва Сторожевский (2).
            В Рождественском соборе справа перед алтарем находится золотая рака с его мощами.
            Мы сделали одну ошибку – хотя приехали рано, но из-за того, что было душно ушли со службы и пошли ходить по территории монастыря с экскурсией, потом посетили выставку в Царицыных палатах, потом опять вернулись и постояли немного на службе, а когда она закончилась, то уже в густом потоке людей, вместе со всеми - устремились к мощам в собор. По этой причине выстояли огромную очередь. Удивило, что с нами в очереди стояло много многодетных семей, и каждого малышана мать поднимала, чтобы тот приложился к мощам святого Саввы.
Юрий Звенигородский. 
            Звенигород – всегда был важным городом после Москвы и всегда по традиции передавался в наследство вторым сыновьям московских князей (старшие княжили в столице).Вот московско-звенигородская цепочка наследований:
            Иван Калита - в 1339оставляет духовную грамоту (чтобы делали историки без этого документа!), по которой становится известно, что Звенигород «со всеми волостями, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы…» достаётся его второму сыну Ивану Красному.
            Иван Красный (родился на Красную горку) правит Звенигородом, но недолго. Вскоре он наследует трон после своего бездетного старшего брата Симеона Гордого и становится Великим князем Московским. При этом его Звенигородское княжество благополучно вливается в Московское. В 1358 Иван Красный тоже пишет духовную грамоту, по которой оставляет Москву малолетнему сыну – Дмитрию (будущему Донскому), а Звенигород – Ивану. Первому старшему – 9 лет, второму – того меньше. Проходит несколько лет и вновь повторяется предыдущая цепь наследований: 14-летний Дмитрий наследует Звенигород после рано ушедшего на небо брата. Через год Дмитрий женится (на 13-летней княгине Евдокии Суздальской), у них рождаются дети (8 сыновей и 4 дочери) и Звенигород наследует его второй сын – Юрий.
            Юрий Звенигородский (60 лет, 1374-1434) получает Звенигород в 15 лет и управляет городом почти 40 лет. У него интересная судьба. И интересное влияние на Русскую историю.
            Его крестник – Сергий Радонежский, а духовнúк – Савва Сторожевский.
            Его сыновья – Василий (Косой) и Дмитрий (Шемяка).
            Сам князь оставил после себя в памяти много достойных дел.
В Звенигороде он построил себе:
- Кремль;
- городовые укрепления;
- замечательный храм (Успенский), расписанный Андреем Рублевым;
- Саввино-Сторожевский монастырь.
В Троице-Сергиевом монастыре:
- построил уникальный храм (Троицкий), и тоже расписанный Рублевым.
            Князь Юрий – дважды брал Москву! Его разозлили! Родной старший брат – московский князь Василий I, свой трон завещал не ему, как полагается, а своему сыну Василию II. С чем князь Юрий был в корне не согласен, поэтому вместе с сыновьями вёл почти 20 летнюю войну (1432-52) против племянника.
            20 лет междоусобицы между родственниками!... Власть – страшная сила! Причем в этом историческом противостоянии трудно объективно оценить, кто из них прав, кто не прав. Историк Лев Гумилев считал, что «в Московском государстве появились две идеологических доминанты»: одну из которых представляли «внуки бойцов поля Куликова» (сторонники юного князя Василия II), а вторую – «ревнители старины» (князь Юрий и его дети Василий Косой и Дмитрий Шемяка).
            Действительно - князь Василий II и князь Дмитрий Шемяка - совершали разные поступки. Василий отразил натиск Витовта и набег Едигея, и присоединил Суздаль. А Дмитрий в захваченном Устюге утопил всех мужчин в реке Сухоне (откуда потом и пошла фраза про «Шемякин суд»).
            Но вернёмся к князю Юрию в захваченной им Москве.
В столице князь Юрий Звенигородский по своему обычаю тоже успевает совершить много ценных действий – например, проводит монетную реформу, начав чеканить деньги с изображением Георгия Победоносца – своего небесного покровителя. Сейчас это изображение – герб Москвы. Кстати, он первый кто нарушит родовую традицию – по его духовной грамоте Звенигород будет передан в наследование старшему сыну Василию (Косому).
История монастыря (Б)
            Кон.15-нач.16вв. - при Иване Грозном Звенигород находится во власти татарских князей на московской службе. А потом обменивается Грозным на Верею у своего брата Владимира Старицкого. Саввино-Сторожевский монастырь царь посетит вместе со своей первой супругой (Анастасией Захарьиной-Юрьевой) и увидит там уже 80 человек монахов. Его сын Феодор сам будет назначать настоятелей в эту обитель.
            Кон.16в. - при Борисе Годунове в близлежащих Вязёмах строится царская резиденция, а Звенигород захватывает польский королевич Владислав. Надо ли говорить, что после этого на месте города остаётся пепелище. Саввино-Сторожевский монастырь также подчистую разоряется поляками и литовцами.
            Сер.17в. - при царе Алексее Михайловиче Тишайшем (отце Петра I) – наступает расцвет Звенигорода и Саввино-Сторожевского монастыря. При нём обитель приобретает статус – «собственного государева монастыря» и увеличивает свою территорию почти вдвое (к нему приписываются ещё 19 монастырей и земли на Волге и Каме). Лучшие строители из лучшего белого камня возводят здесь крепостные стены, церкви, дворцы (Царский и Царицын), звонницу, трапезную и кельи. Лучшие изографы расписывают фресками (поновляют старые) Рождественский собор. Для звонницы отливается 35-тонный Большой Благовестный колокол. В монастыре хранятся ключи от Звенигорода. А в 1652 по инициативе царя случается обретение мощей преп. Саввы, спустя 245-летнего пребывания в земле. Святыни переносятся в «сребропозлащеную раку» в Рождественский собор.
            Царицыны палаты – с красиво расписанными узорами сводами и слюдой в окнах (роскошью по тем временам) – возводят для его первой жены Марии Милославской. Потом в них спрячется от стрельцов его вторая жена Наталья Нарышкина с маленьким сыном Петром, пасынком Иваном, и падчерицей Софьей.
            Кон.17в. - через какое-то время Петр I отмечает в монастыре своё 17-летие.
            18 век. В дальнейшем Саввино-Сторожевский монастырь посещают и его супруги: первая – Евдокия (Лопухина) и вторая – Екатерина (I), его дочь Елизавета, а также принцесса Фике (Екатерина II). Последняя, кстати, даже захочет на территории монастыря построить себе летний дворец по французскому проекту, потом одумывается и участвует в ремонтных работах. Многое, конечно, подновляют, но в т.ч. успевают «подзакомарное покрытие» Рождественского собора заменить на плоскую кровлю, т.е. полукруглые русские «закомары» превращают в западную покатую крышу!
            Нач.19в.Пушкин переводит со старославянского на русский язык житие Саввы и пишет стихи: «На тихих берегах Москвы церквей, венчанные крестами, сияют тихие главы над монастырскими стенами. Кругом простерлись по холмам вовек нерубленые рощи. Издавна почивают там угодника святые мощи».
            В 1812 во время Отечественной войныздесь происходит мистическая история. Евгений (Эжен) Богарне – французский полковник, пасынок Наполеона, вице-король Италии останавливается в Царском дворце и ночью видит седовласого старца, представившегося игуменом Саввой, который просит «оградить собор от разорения», а взамен обещает, что он останется жив, а его «потомки будут жить в России». Полковник выполняет просьбу. И, действительно, проходит всю войну целым и невредимым, а его сын женится на дочери Николая I (Мария Николаевна + Максимилиан герцог Лейхтенбергский).
            Кон.19в. - очень много для монастыря делает звенигородский купецПавел Цуриков. В т.ч. над пещерой Саввы он строит Савинский Скит – церковь Николая Чудотворца, братский корпус и ещё 5 деревянных зданий.
            20 век. В 1915 во время Первой Мировой войны Великая княгиня Елизавета Федоровна посещает монастырь и лазареты – в монастыре и в Звенигороде.
            В 1918 - представители новой Красной власти первым наиважнейшим делом вскрывают мощи преп. Саввы. Это – причина звенигородского бунта. У стен монастыря льётся кровь. Красная. Возмущенные звенигородцы – «Мало того, что хлеб забрали. Так ещё и святые мощи вскрыли!» - убивают комиссара Макарова. Мятеж опять же кроваво подавляется и «члены исполкома» вывозят мощи в Москву. Монастыря как такового уже нет. Монахи разогнаны. В Царском дворце – колония для умалишенных. Далее здесь колония беспризорников. Далее «дом отдыха трудящихся». Но все-таки хорошие люди есть – художник Грабарь спасает и вывозит в Москву иконы из Рождественского собора, в 1922 – в монастыре пытаются сделать музей, который то закрывается (как идеологически вредный), то вновь открывается (в 1928, как краеведческий), то вновь закрывается (в 1939, здесь размещаются воинские части).
            В 1941 - во время Великой Отечественной войны линия фронта проходит в 3км от Звенигорода. Но ни один снаряд, ни один – не падает на территорию Саввино-Сторожевского монастыря. «Савва монастырь рукой прикрыл».
            В 1947 – монастырский музей опять восстанавливается, даже появляется охранная доска. А с 50-го года начинается довольно активная реставрация. В 1970 – проводят тепло в Рождественский собор, восстанавливаются фрески и золотится купол. Перед Олимпиадой-80 вырубают монастырский сад (справа от входа). В 1987 – вся территория монастыря официально считается музейной. В 1990 – проводится малое освящение Рождественского собора (после стольких лет!) и студентами Строгановки продолжаются восстанавливаться росписи. Реставраторы замечают, что «авторская живопись почти не имеет утрат».
            9 февраля 1995 – Саввино-Сторожевский монастырь снова монастырь – мужская обитель. Первые послушники после подстрига получают монашеские имена – Савва (в честь преп. Саввы Сторожевского) и Петр (в честь апостола Петра). В 1998 – в монастырь возвращаются святые мощи Саввы Сторожевского, на звонницу поднимаются новые колокола и отмечается первая Пасха.
            21 век. В 2006 – утвержден новый игумен, его имя – Савва….
Что здесь сейчас. Прогулка по монастырю.
            С птичьего полёта контуры стен Саввино-Сторожевского монастыря напоминают бантик. Вот здесь его план: http://www.nataturka.ru/monast/s.st_mon.html. Ориентироваться на территории очень легко.
ПЕРЕД ВХОДОМ в монастырь, вдоль крепостной стены направо ведет дорожка. Она приводит на смотровую площадку. А слева на небольшой круглой площади под деревьями вас благословляет бронзовый святой Савва Сторожевский.
ВХОД – через Северные ворота (бывшие хозяйственные).
После того как вы вошли через ворота в монастырь – справа от вас находится – хлебная лавочка. Хлеб здесь просто чудный. Буханки светлого хлеба (~30р.) с дивным ароматом, сортов несколько, необыкновенно вкусный «Луковый».
Когда вы входите на территорию монастыря и идёте по дорожке к центру – слева от вас, длинное белое здание – это Казанская Трапезная (расположена над фамильным склепом Шереметевых).
С её торца - Звонница с колоколами и часами,  церковь на 2-й этаже с высокими белыми ступенькам (о ней подробности ниже). Далее, впереди слева - Троицкая церковь с Крыльцом (о ней речь тоже будет идти ниже).
В Саввино-Сторожевском монастыре – все церкви (кроме центрального Рождественского собора) пристроены к Трапезной со Звонницей.
ЦЕНТР монастыря – это Рождественский собор (здесь мощи преп. Саввы Сторожевского, см. главу выше). Вокруг него вы и ходите по кругу, не спеша, знакомясь с монастырскими зданиями.
ВПЕРЕДИ (за собором) – длинные белоснежные здания – Братские корпуса.
СПРАВА – длинный белый корпус – Царские палаты (Алексея Тишайшего). У них очень симпатичные бревенчатые крылечки, откуда получаются очень интересные кадры монастыря. В Царских палатах исторически располагалось Духовное училище, сейчас там богословские курсы - учебные классы, библиотека, читальный зал.
СЛЕВА – длинное красно-белое здание – Царицыны палаты (Марии Милославской). Вообще-то здание само по себе белое, просто густо украшено красным декором. В середине - древнее крылечко. Оно подлинное! – белый камень, красный кирпич, резные пузатые столбики. Возможно, сама матушка-царица по нему хаживала. Я им долго любовалась, оно очень притягивает взгляд.
            В Царицыных палатах располагаются входы на разные выставки. Мы посетили одну («Древний Звенигород»), она даёт возможность оценить внутреннее убранство палат царицы, увидеть реконструированные старинные цветочные росписи на сводах и стенах, красивую изразцовую печь, сундуки и лавки, и прочую царскую утварь из того времени. Окошки здесь очень маленькие, и сейчас из них хотят вынуть стёкла и заменить на слюду. Штобы как раньше! Но, предметов старины на самом деле не очень много, и саму выставку мы успели посмотреть фрагментарно, потому что внезапно ввалилась рота солдат, и образовался дефицит и без того влажного воздуха J.
            Единственное, запомнились совсем древние находки на звенигородской земле: археологи извлекли массу интересного из «нижнего горизонта культурного слоя». Я полюбовалась древними вятскими украшениями, и к моему огромному изумлению в сувенирном киоске (на входе в палаты) увидела почти точно такие же! Я давно удивляюсь, почему наши ювелиры не воспользуются образцами старинных украшений? Чем придумывать какие-нибудь финтифлюшки, лучше скопировать древнюю красоту. В киоске продавались работы тех, кто материализовал, наконец, эту идею – здесь были медные, латунные браслеты и кольца – «реплики изделий славянского племени вятичей 10-11вв.», выполненные в технике «ковки, скручивания, гибки». Стоимость - ~ от 150-300р. Я, конечно же, не удержалась, теперь бренчу украшениями с диким удовольствием, и очень они меня радуют. Здесь же купила книгу-альбом по Звенигороду.
            А сейчас самое интересное.
            Троицкая церковь. Выглядит она странно - как кентавр, если уместно такое сравнение. Одна её половина - желтого цвета с классическими белыми колоннами. Вторая половина - красивая, яркая, красно-белая-пёстрая–«псевдорусская», с таким красивым, разноцветным, большим Крыльцом. Под ним – каскад ступенек ВНИЗ.
            По ним надо спуститься – и вы окажетесь во внутреннем дворике у Красной башни. В этой башне находятся знаменитые Главные ворота (сейчас закрыты), по которым в монастырь поднимались только царственные особы.
Такие ступени-вход как бы под самой церковью специально придумали древние строители, используя склон горы. Весь эффект заключался в том, что, поскольку монастырь возвышался на горе, то избранные сначала поднимались по дороге по склону, проходили через ворота, а затем поднимались по крутому каскаду ступенек, встроенных под церковью, и их глазам на выходе торжественно и неожиданно открывалась-распахивалась красивая площадь с Рождественским собором в кольце других построек. Перед Крыльцом на площади вы увидете раскопанные кирпичные остатки древних стен. Это фундаменты церкви и трапезной 16в., разобранных в нач.19, «чтобы не мешать восприятию парадной площади».
«Ансамбль парадного входа» считается уникальным архитектурным явлением (!). Только меня сильно удивляет, что крыльцу почему-то во всех источниках приписывают «итальянский стиль». Хотя, на первый взгляд, это совершенно русская архитектура (или правильнее «псевдорусская»). Из Италии позаимствована только, пожалуй, фресковая роспись на лестничных сводах.
            В церквях монастыря я немного запуталась. Загадкой для меня остаётся название церкви на 2-ом этаже под Звонницей (где проходила служба на Троицу). Всё так запутанно и непонятно, даже глядя на карту-схему (см. ссылку выше) ясности не прибавляется. Давайте разбираться вместе.
Меня сильно озадачили четыре очень разные фразы из альбома:
1-2. «…к Звоннице примыкает Трапезная, когда-то четырехэтажная постройка…, на её 3-м этаже размещалась Владимирская церковь…».
«…рядом с Трапезной располагается Преображенская церковь…».
Вопрос: Как считается этажность трапезной? От нижнего подземного уровня? – сейчас она на вид 3х этажная.
Вывод: Возможно, что церковь, которую я называю «на 2м этаже Трапезной» называется сейчас Преображенской, а раньше считалась Владимирской.
3-4. «… к Троицкой церкви пристраивается Казанская трапезная…».
«…в 1825 Сергиевская церковь переосвящается в Троицкую, а Троицкая церковь на Звоннице – в Сергиевскую…».
Вывод: Сегодняшняя Троицкая церковь – бывшая Сергиевская – это понятно.
Но тогда появляется вопрос: Что значит «церковь на Звоннице» и где она сейчас? Или может быть это и есть церковь «на 2-ом этаже Трапезной» и она не Владимирская/Преображенская, а Сергиевская?
 
На Звоннице в центральном проёме – висел знаменитый Благовест (1667), один из самых звонких русских колоколов. По краю юбки колокола вилась зашифрованная надпись (составленная Алексеем Тишайшим). В 1941 его пытались снять, но разбили (по другим данным его взорвали…). Сейчас на его месте висит современный собрат из Воронежа, и в целом сейчас звонят три колокола – Постный, Будничный и Праздничный.
На гербе Звенигорода или Звон-города – изображен колокол Благовест.
На Звоннице есть часы, что в принципе не характерно, для русских церквей. Их спасли из освобожденного после поляков Смоленска – привез Алексей Тишайший. Заодно с трофейным часовым колоколом голландского литья (1636) из резиденции короля Сигизмунда!
Мы были в июне, и монастырь просто утопал в охапках ирисов, тюльпанов, пионов и прочего цветочного изобилия.
Саввино-Сторожевский монастырь называют – женихом, а Троице-Сергиев – невестой.
 
            Это Успенский собор на Городке.
            Городок – это бывший Кремль, построенный князем Юрием Звенигородским. В стародревние времена (11-13вв.) здесь на горе уже стоял славянский город. Но 16-летний князь, переехавший сюда в Звенигород из Москвы, тут же энергично принялся его перестраивать.
            Первая задача была – укрепить стены. Результат - появились круговые высокие (8м) земляные валы, изнутри выложенные булыжником (для удобства воинам), а снаружи утрамбованные глиной, которую достаточно было полить водой, и она превращалась в скользкую поверхность (угол наклона 70˚). Для предохранения дерева от огня дубовые стены с внешней стороны были густо обмазаны обожженной глиной. По тем временам это было сильное фортификационное сооружение.
            Вторая задача – построить себе княжеские палаты (не сохранились).
            Третья задача – возвести личный княжеский храм.
            Так в 1390 – начинается возведение новой церкви необыкновенной дивной красоты – Успенского собора. Строили его таланты-самородки. Сам по себе собор белый. Простой. На гладких стенах – три непрерывных ленты каменной резьбы. Такой же рисунок и на барабане-шее. Узор – цветочно-растительный (как из древних русских народных сказок). Верхняя лента чуть более выступает вперёд, а две нижних, наоборот углубляются как ступеньки. Ширина «веточек» различна в разных лентах-полосах: у средней - более крупный и простой орнамент; у верхней и нижней – тонкий и более изысканный - что создаёт восхитительную игру светотени. Сверху над ними ещё незаметная полочка-отлив – чтобы дождик не заливал.
            Пропорции силуэта Успенской церкви – имеют в основе принцип «золотого сечения».
            И это ещё не всё!
            Внутри она была расписана Андреем Рублевым.
            И не просто гениально расписано, а … вы были в Третьяковке, вспомните три образа из «Звенигородского чина»: Христос, Михаил Архангел и Апостол Павел…. Всего икон было 7. Три – дошли до нас.
            Архангел Михаил и Апостол Павел – валялись на чердаке….
            Образ Спаса – служил ступенькой лестницы в амбар, перевёрнутый лицом вниз….
            Удивительное дело – года три назад я неслась куда-то как обычно (по подземному переходу). Справа от меня тянулись разные киоски. И вдруг я встала как вкопанная. Потому что край глаза углядел в церковной лавочке полустёртое изображение кудрявого святого в голубом плаще и малиновой повязке. Я сразу поняла, что это копия с какого-то древнего образа, и что, несмотря на это – сила изображения гипнотизировала. Покупая, я почему-то сразу же решила, что на иконе - Архангел Михаил (подписи не было). И долго потом думала, кто же автор, ну кто же автор, и откуда это изображение? И буквально через некоторое время, ходя по Иконному залу в Третьяковской галерее, я сталкиваюсь глазами с моим Михаилом. Подпись - Рублев.
            Единственное, к большому сожалению, в Успенском соборе мы не были. Видимо, проскочили по дороге к монастырю. Я понадеялась на чей-то отзыв, который утверждал, что «мимо ну никак не проехать». На самом деле очень даже проехать. Городок находится за 1,5км до монастыря, справа от дороги - судя по карте (обязательно иметь с собой!), нужно повернуть на ул. Красную гору (Конюшенную) с ул. Фрунзе (Саввиновской), по которой вы мчитесь.
            И, пожалуй, дополню «вторую главную» достопримечательность - ещё тремя.
1. В Звенигороде на ул. Октябрьской в доме №6 жил фельдшер, к которому приходил в гости А.П.Чехов, который в свою очередь работал в звенигородской больнице. У дома – «нарядные наличники, похожие на вышитое полотенце», а напротив сквер с бюстом Чехова.
2. В деревне Дютьково – Дом-музей композитора С.И.Танеева (ученика Чайковского).
3. В деревне Дунино – Дом-Музей М.М.Пришвина.
 

Авторские права на текст полностью принадлежат автору - НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт - (с) http://www.pamsik.ru и упоминании имени автора.
PamsikLivejournalновые фотографии из путешествий
Фотоальбом «Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь»
Продолжение  путешествия. Рассказ "Захарово - Душа наша, Пушкин. Большие Вязёмы - Тройка. Семёрка. Туз"
Рекомендуемый шрифт при распечатке – Verdana 8.

   

© 2008
Все права защищены