Наши путешествия

*Photos от друзей
Болгария
Голландия
По Москве и области - С детьми
Россия <200км от Москвы
Россия < 400км от Москвы
Россия > 400км от Москвы
Россия. Калининград и область
Россия. Народные промыслы
Россия. Путешествия одного дня.
Россия. Санкт-Петербург
Турция
Украина
Финляндия
Швеция
Эстония

Ассорти от друзей

Santa Nikolays
Анисовка
Косенкова И.
МАлина
Мой Первый Рассказ.
Ольга Тен
Смирнов А.
Таисия Бонд
Частикова Э.
Эна



Ярославль – город, славящий Солнце
23.06.2007

Оглавление:

Улица Советская – Храм Ильи Пророка на Советской/бывш. Ильинской площади – Аллея с памятниками Демидову и Савинкову – Набережная Волги – Стрелка – Камень в честь основания города – Беседка влюблённых - Храм Николы Рубленый город – Храм Спаса-на-Городу – Храм Михаила Архангела – Спасо-Преображенский монастырь – Улица Кирова – Театр им. Волкова – кафе - Церковь Рождества Христова – Музей «Музыка и время» - Церковь Николы Надеина – Опять набережная Волги – Церковь Богоявления – Слобода Коровники и ансамбль церквей – Иоанна Златоуста и Владимирской Божией Матери и Колокольня.
 
 
            Ура! Ура! Наконец-то лето! Дождались! Едем в отпуск! Наконец-то мы доберёмся до Ярославля! - мы решили, что этот город будет стартовой точкой нашего долгожданного летнего отпуска и сложного маршрута:
Москва – Ярославль – Вологда – Кириллов и Ферапонтово – Петрозаводск – Валдай – Москва.
            Признаюсь сразу – раньше почему-то всеми силами мы старались избежать посещения Ярославля. Подождите, не кидайте пока в меня камнями – попытаюсь оправдаться. Дело в том, что ещё зимой, когда мы ехали в Кострому, то хотели в него заехать, но были шокированы переплетениями трубопровода на въезде, похожими на стальные кишки. И как-то с Ярославлем у нас и так всегда связывалась ассоциативная цепочка в виде лаков, красок, пива, плюс ещё эти трубы добавились. То есть в головах прочно и непривлекательно нарисовался промышленный портрет города.
            Кто же знал, что Ярославль – ТАКОЙ красавец?! Ярославцы, записывайте нас в ваш фан-клуб. Ваш город нас покорил, обаял, влюбил, заинтриговал и зацепил.
            В Ярославле мы останавливались всего на один день и попытались охватить его рамками максимум достопримечательностей. Но всё равно – остались голодными.  Хотим ещё! И поэтому обязательно приедем в этот обалденно красивый, современно-энергичный и по-старинному спокойный город.
 
Дорога и ночной Ярославль.
От Москвы до Ярославля – 267км. Но мы перемудрили с дорогой.
            Во-первых, испугавшись выходных дачных пробок на Ярославке и прочитав чей-то упоённый отзыв, решили ехать по Щёлковскому шоссе, а затем свернуть по 3-му бетонному кольцу на Ярославку. Цель – экономия времени.
            Во-вторых, мы решили выехать в пятницу вечером, чтобы переночевать в Ярославле, с утра пораньше встать и побольше провести времени в городе, поскольку вечером нам нужно выезжать в Вологду. Цель – максимальный и спокойный осмотр достопримечательностей.
            В результате – ни то, ни другое, нам практически не удалось.
            Начну с дороги. Объезд по Щёлковскому шоссе – глупость несусветная (отзыв в порыве порвали на мелкие клочки ). Щёлка сразу резко за МКАД сужается в двухполосную дорогу, зажатую деревенскими домами. Поэтому пробка там была – невероятная. Ужас. Ужас.
            Поворот на 3-е бетонное кольцо мы чуть не проскочили в темноте (указателей-то нет), а главное, ехать по нему до Ярославки значительно долго. Времени мы не то чтобы выиграли, а вообще только потеряли. Сделали для себя вывод – думать надо своей головой, а не доверять некомпетентным бумажкам.
            Дорога была очень тяжёлая. Мы даже не ожидали. В ночи видели две очень серьёзные и страшные аварии, и ещё попали в какую-то гарь от пожара за Переяславлем-Залесским. В темноте (~час ночи) на выезде из Переяславля встали в пробку из фур (авария) и вдруг, медленно двигаясь, попали в белое облако дыма. Салон стало заволакивать угарным газом, выехать не можем, стоим на месте, чихаем, глаза слезятся, ощущение паники.
            Мы выехали из Москвы в ~7 часов вечера, и рассчитывали приехать к часу ночи в Ярославль. Приехали в ~4 утра. Оказалось – из-за нас вся маленькая гостиница стояла на ушах. Дежурная не спала, звонил директор, все звонили нам, что случилось и когда нас ждать. Единственное утешение – наше путешествие началось в самую короткую ночь года – с 22 на 23 июня – не успела огромная лимонная круглая луна показаться на сизом небе, так её уже стукнуло по боку, как бильярдный шар, рассветное персиковое солнце.
            В Ярославль въезжаем ночью. В 3 часа. Удивительное дело, как ночью меняется город. Дневное многоцветье исчезло, осталось только два конкурирующих цвета. Оранжевый свет фонарей борется с плотным ультрамарином ночи. Люди, дома, улицы либо оранжевые, либо темно-лиловые. Ночью город становится совершенно другим, не похожим на себя дневного. В город мы въезжаем по оранжевой от света фонарей пустынному Московскому проспекту, она длиннющая, наконец, позади остаётся мост и, наверное, мы в центре, судя по смене оранжевых пятиэтажек оранжевыми старинными особнячками. Центр Ярославля бурлит активной ночной оранжевой жизнью. Весёлая оранжевая компания помахала нам оранжевыми бутылками пива в направлении нужной нам улицы Некрасова, и даже оранжевый толстяк-ярославец с аналогичной маркой пива в руке подробно, тщательно и дружелюбно описал нам достаточно сложный подъезд к нашей гостинице. Но мы всё равно заплутали. Въехали уже в менее освещённую часть Ярославля и уже у лилового молодого модного и абсолютно трезвого парня стали спрашивать дорогу. Лиловый ярославец в почти 4 часа утра ничуть не удивился и бодро соорентировал нас в тёмных переулках.
 
Гостиница и начало приключений.
            Гостиницу мы выбирали достаточно долго. Сначала хотели остановиться в самой пафосной гостинице города «Ринг-Премьер». Но вмешался наш маршрут. Получалось так, что Ярославль – это наш первый город, первая бусинка в цепочке маршрута, в Ярославле нам надо было провести короткую ночь и ту проездом. Поэтому мы решили не выбрасывать 5т.р. (за номер) на ветер, а остановились на более экономичном варианте. Сначала рассматривались и обзванивались нами варианты гостиниц «Спорт» и «Волжская жемчужина». Но автомобильная парковка находилась очень далеко от первой (ходить с чемоданами в ночи как-то хотелось не очень), а вторая – это гостиница на корабле, нас в принципе она устраивала, но снова не подходила нам концептуально , извините за выражение, какой смысл – приехать ночью и уехать рано утром.
            Наш выбор - гостиница «Ярославль-Эксетер». Почти центр города, по крайней мере, недалеко. Мы подъехали, вышли из машины, взяли ключи от ворот у дежурной, в темноте въехали на небольшую площадку перед гостиницей всю в цветущих кустах и клумбах и пошли заселяться.
            Наша гостиница – мини-отель. Всего здесь четыре номера. Это маленький, внешне чрезвычайно симпатичный отреставрированный купеческий особнячок. Сайт гостиницы: www.exeter.yaroslavl.ru. Тел. - (4852) 72-06-35. Мы долго искали номер через Интернет, на сайте его почему-то нет, а связь с гостиницей, т.е. бронирование/подтверждение осуществляется через электронную почту, что с учётом ярославских неспешных темпов жизни, не всегда оперативно и удобно .
            На улице перед гостиницей пёстрые клумбы и ароматный жасмин с шиповником ( о них ниже), а ещё перед входом чудная маленькая скульптурка на постаменте – Летящий ангелочек. Особняк - русский, но с английским флёром. Оказывается вторая половинка названия гостиницы – Эксетер – это английский город-побратим Ярославля. Поэтому это здание не просто гостиница, а ещё и Дом российско-ярославско-английской Дружбы. Интерьер внутри почти английский, есть большой конференц-зал, здесь проводятся различные тематические вечера и сюда приезжают послы и дипломаты Великобритании и других европейских стран, и ярославцы, увлекающиеся страной Шекспира. Но все мы читали Оливера Твиста и Джен Эйр, поэтому знаем об аскетичности английского характера, жилища и еды. Английские отголоски присутствуют и здесь. Номера (1,4т.р. +350р. бронь) – небольшие, среднеуютные, с оттенком пионерского лагеря. Но на завтрак, слава Богу, не подают овсяный поридж, а накрывают стол в коридоре у окошка – яичница, сосиски, сок, хлеб, масло, чай, сахар.  Чисто по-русски хотелось пожевать что-нибудь ещё. Ну да ладно.
            Мы немного сонные, после вчерашней или, правильнее, утренней дороги, собрали сумки и потащили их вниз в машину. (Расплачиваясь, мы полистали довольно пухлый журнал отзывов и из него узнали о постояльцах, гостях и художнице-скульпторе, которая украсила своими скульптурами гостиницу). Обходя её кругом, вдруг резко встрепенулся муж и приник к дверце. Что такое? Оказалось, вчера в темноте мы въехали в куст шиповника. Шиповнику это не понравилось, и он процарапал нам немного бок. Мда, неприятно, да ладно. Открыли багажник, кинули сумки, закрыли багажник. И в это же секунду, как только щёлкнул замок, муж спрашивает: «А где ключи от машины?» И сам себе отвечает: «А ключи в бага-а-жнике» ….
            Дело в том, что, таща сумки и ключи в одной руке, муж автоматически, укладывая вещи, разжал руку и ключи выпали в багажник. Мда... вот тебе и осмотр достопримечательностей, вот тебе и долгожданный летний отпуск… приехали. Муж говорит, что если не откроем неведомыми путями машину, то придётся выдавливать стекло, а значит и возвращаться обратно домой. Мы стоим молчим. Резко проснулись. Тревожно заколотилось сердце. Мы рысью помчались в гостиницу. Дежурная (уже новая, но предупреждённая, видимо, сменщицей о нас – «проблемных» московских туристах) удивлённо посмотрела, и сказала, что пойдёт звонить в автосервис. Пока искали телефон, пока дозвонились, но в результате автосервис сказал, что у них таких специалистов нет, надо вызывать службу спасения. Мы закачались. Но тут произошло невероятное чудо – у той дежурной, которая нам помогала, муж дочки оказался вроде бы тем самым автоспециалистом, который нам нужен. Дело за малым. Найти его и испортить ему субботу предложением срочно подъехать к «Эксетеру» и вскрыть Пассат незадачливых туристов. С трудом его отыскали, по-моему, даже вытащили из ванной, парень сказал, что подъедет через полчаса. Эти полчаса мы никогда не забудем – мы чеканили шагом улицу Некрасова, на которой находилась наша гостиница, туда – сюда, туда – сюда. Парень с другом подъехали через час. Невысокие такие незаметные крепкие мужчины с набором каких-то палочек в руках. Я убежала за гостиницу, чтобы своими слезами в глазах, нытьём и ойканьем не мешать людям. Минут через 20 не выдержала и подлетела. Увидела странную картину: какой-то плоской линейкой, протиснутой между резиновой ободкой окошка и самим стеклом, они пытались поднять кнопку на дверце. Я снова убежала, но теперь на улицу – сидеть на задах гостиницы мне поднадоело. Мечась между домами, я вдруг услышала вой сигнализации. «Это всё, - мелькнула мысль, - муж предупреждал, сейчас заблокируется двигатель». На ватных ногах заковыляла к гостинице прямо навстречу выходящим парням. Спокойным. Довольным. Увидев огромный немой вопросительный знак у меня в глазах, они заулыбались и сказали, что всё в порядке. До сих пор вспоминаем их с трепетом и благодарностью – можно сказать, что эти люди спасли нам отпуск. Кстати, субботу мы им не испортили, а наоборот, надеемся, что материальное вознаграждение им значительно подняло настроение.
            Они отжали дверь. Уф. Какое счастье. Время час дня. Начинаем, наконец, осмотр Ярославля.
 
Знакомьтесь – Ярославль!
            Ярославль - это не только изящный старинный центр, но и рабочий город. Он чётко делится на исторический Ярославль (центр), промышленные, т.е. рабочие районы (Ленинский, «Резинотехника», Дзержинский, Красноперекопский и др.), деревенский Ярославль (бывшие слободы), современно-безликий Ярославль (Московское шоссе).
            Ярославль – город многослойный. На первый взгляд он может напомнить вам такого славного, весёлого, озорного русского Петрушку. В Ярославле бурлит веселье, это город – как добрая кружка славного крепкого пивка с пышной шипящей шапкой. В нём празднуют весёлые свадьбы, гуляет расслабленный туристический народ, многочисленные парки наполнены детским смехом, тусуется весёлая молодёжь, на каждом углу продаются русские сувениры. Весёленький такой город. Ярик.
            А ещё Ярославль - театральный город. И если бы я нарисовала образный актёрский портрет Ярославля, то использовала бы непосредственность и бесшабашность Савелия Крамарова, естественность и солнечность Сергея Безрукова и благородство Никиты Михалкова.
            Ярославль – сильный город. В нём очень много церквей, а, как известно, что все храмы древние строители, обладающие сакральными знаниями, строили на особых местах – перекрёстках, местах пересечения энергетических каналов. Судя по тому, что в Ярославле целое созвездие старинных церквей, надо думать, что это духовный и непростой город.
            Какой он на самом деле? Нам кажется - мы смогли понять. Нам кажется – мы подружились с городом. Ответим – в конце рассказа.
 
            Наш маршрут:
Улица Советская – Храм Ильи Пророка на Советской/бывш. Ильинской площади – Аллея с памятниками Демидову и Савинкову – Набережная Волги – Стрелка – Камень в честь основания города – Беседка влюблённых - Храм Николы Рубленый город – Храм Спаса-на-Городу – Храм Михаила Архангела – Спасо-Преображенский монастырь – Улица Кирова – Театр им. Волкова – кафе - Церковь Рождества Христова – Музей «Музыка и время» - Церковь Николы Надеина – Опять набережная Волги – Церковь Богоявления – Слобода Коровники и ансамбль церквей – Иоанна Златоуста и Владимирской Божией Матери и Колокольня.
 
            В Ярославле мы всего один день, поэтому бежим покупаем карту в киоске, вытаскиваем путеводитель («Вокруг Света») и начинаем знакомство с городом. Единственное, карта города, купленная в киоске - ужасна – огромная, неповоротливая и бестолковая. Какая-то бумажная скатерть. Исторический, т.е. самый посещаемый туристами центр города, выполнен без увеличительного масштаба, и нигде дополнительно не укрупнён. Названий достопримечательностей нет, только какие-то значки, типа крестик – церковь, маска – театр. Большое спасибо. Очень информативно. Хотелось взять ножницы и вырезать серединку с центром, потому что всё остальное было лишним и нам только мешало.
 
            Мы оставили машину на обочине дороги у какого-то зелёного пышного бульвара (за театром), открыли карту и двинулись вперёд. Кстати пройдя немного по этому зелёному коридору, я была крайне удивлена чистотой, ужасно красивыми цветочными клумбами, а главное великолепной разноцветной и продуманной детской площадкой, на которой, как муравьи, копошились детишки. Вот в Москве таких классных площадок поискать с фонариком – нету, есть только примитивные, облезлые, полуломаные, да ещё и опасно сделанные. Если это заслуга мэра города с прибалтийской фамилией Волончунас, то только за одно это ему уже огромное спасибо. Рядом несколько упряжек с маленькими мохнатыми пони. Чуть подальше надувные аттракционы. Детский рай какой-то.
            Мы выходим на улицу Советскую, стиль зданий на которой совпадает с названием самой улицы. Но это не упрёк, а скорее приятное дежа вю, машина времени, потому что широкая Советская улица переносит нас, наверное, в расцвет советских 50х годов, здания жёлтого цвета с минимумом белых лепных украшений смотрятся уникально, грандиозно и одновременно уютно. Как на старых таких матовых фотографиях в старых книжках – классическая улица в стиле ВДНХ, подстриженные шариками деревья растут из ажурных чугунных решёток на асфальте. Вообще к таким респектабельным улицам больше подходит название проспект. Один дом на этой улице, вернее старенький особнячок, сразу выделяется на фоне остальных – своим витиеватым узорчатым чугунным балконом, полуспрятанным в зелени деревьев – это дом в котором жил Фёдор Волков, купец и артист, основатель Ярославского театра. Вот здесь на этой улице ко мне приходит приятное чувство – дружеского расположения к городу. Я совпадала с этим городом, или он со мной. И почувствовала я не влюблённость, а именно ощущение близкого друга рядом, что не менее важно. Впереди видим, то место, куда мы так стремимся попасть – церковь Ильи Пророка.
            Вообще Ярославль это клубок истории. Я даже не знаю, как подступиться, когда и с чего начинать: с поединка князя Ярослава с медведицей, с князя Федора Черного или Красавчика, с первого губернатора города Алексея Мельгунова, с Минина и Пожарского, с Бориса Савинкова или с Никиты Михалкова? Не буду соблюдать хронологическую цепочку. Начну с главного.
            Илья Пророк – это сердцевина города. Этот храм очень интересно находится – такой маленький островок в центре огромнейшей круглой площади (Советской/бывш. Ильинской) – и на почтительном расстоянии от него расположены здания административной власти. Я прямо чуть не кидаюсь под машины, чтобы побыстрее перейти к нему через дорогу.
            Храм необычный, крепенький, белые с резьбой каменные стены, пять зелёных чешуйчатых луковок с золотыми крестами в центре и двумя стражниками по бокам - высокими шатровыми главами, к форме которых патриарх Никон по причине их не византийского и не русского, а загадочного индийского стиля, имел явную антипатию и поэтому запретил. Церковь окружена кованой оградой и живой изгородью – ровно подстриженными кустарниками, разлапистыми елями. Внутрь мы не попали. Причину не знаем. На калитке висел огромный замок, хотя внутри активно бегали бабульки-прихожанки. Жаль, это не то слово, чтобы описать наше разочарование. Внутренние первозданные фресковые росписи, которые никогда не переписывались, уникальны по красоте, и по этой причине церковь называют «сокровищницей древнерусского искусства». В этом храме хранилась и хранится очень значимая и знаковая реликвия – кусочек Ризы Господней. Мы обошли кругом, чтобы удостовериться, нет ли какой-нибудь другой калитки, остановились под огромным усыпанным шелковистыми пьяными цветами кустом жасмина рядом с Ильёй Пророком, и стали рассматривать площадь и бывшие Корпуса Присутственных мест, в которых располагались раньше и располагаются сейчас органы городской власти.
            Что мы высматриваем? Аа, сейчас расскажу .
            Знаете русских сказочных персонажей? Кто у нас главный герой в сказках? Ага, Иван-Царевич. С него и начну.
18 век. Екатерина II назначает губернатором Ярославля Алексея Мельгунова. Он приезжает в обычный классический провинциальный русский городишко и начинает его перестраивать, дороги там, здания. Казалось бы – что тут такого. Действительно, всё обычно, ничего «такого» на первый взгляд обывателя, кроме одного.
            Алексей Мельгунов – это масон. Видный. Значимый. Уважаемый.
Закончил Сухопутный Шляхетский корпус, при Елизавете был камер-пажом, при Петре III – его адъютантом, после переворота попал было в трёхгодичную опалу, но вскоре возвращается в столицу (Петербург) и становится любимым придворным Екатерины II. Спустя время Её величество назначает своего внезапного любимца первым губернатором Ярославля.
            Прибыв в Ярославль, Мельгунов (~55 лет) разворачивает кипучую деятельность, он начинает перестраивать центр Ярославля. Но основа застройки центра не совсем классическая – она совпадает с мистическим каббалистическим символом - деревом Сфирот, символизировавшим для масонов путь духовного роста. Объяснить вкратце, что такое Дерево Сфирот у меня не получится ни в десяти, ни в двадцати, ни в пятидесяти словах. Крайне обобщённо:
Дерево Сфирот или дерево Жизни или дерево познания Добра и Зла – это модель Вселенной.
Сфироты – это символы (числовые, буквенные, геометрические), которые изображают все слагающие жизни.
            Так вот, главные архитектурные точки воплощенной Мельгуновым схемы – это
Губернаторский дом и Музыкальная площадка/Эстрада перед ним (современное здание Ярославского художественного музея) – Сфирота Хокма, символизирующая Божественный замысел и Бесконечную доброту;
Церковь Ильи Пророка – Сфирота Бина, символизирующая Пророчество и Высшую мудрость;
Дворец наместника (современное здание Ярославской администрации)
и Ротонда Гостиных (Торговых) рядов – Сфирота Кетер, символизирующая Земную Власть, Силу и Общую пользу.
 
            Путь от Губернаторского дома до Ротонды можно рассматривать как своеобразное духовное путешествие или даже медитацию. Здесь, у Ротонды, человек должен испытывать духовное просветление. Впрочем, люди, которые покупают здесь для себя сувениры, об этом не задумываются.
            Когда я обвела кружочками на карте в путеводителе все эти достопримечательности и соединила их линиями, действительно, на плане получились Сфирота Кетер (точка), Сфирота Бина (треугольник) и Сфирота Хокма (линия).
            С ярославским сфиротическим планом полностью совпадает ещё один город - американский Вашингтон, а именно та его часть, которая прилегает к Белому дому. Так что, есть все основания считать, что Ярославль был (есть?) ни много, ни мало центром мирового масонства.
            Я не масонша, понятное дело, но просветлиться, т.е. пройти по этому маршруту, очень хотелось . Одновременно хотелось и посмотреть Ярославль, поскольку в нём мы всего один день и вечером уже седлаем коней. Поэтому второе желание пересилило первое, и муж потянул меня в сторону очередной богато заросшей деревьями аллее.
 
            Опять идём по чудесной прогулочной аллее - почти лесной дорожке, обрамлённой высоченными ухоженными деревьями. Судя по двум картам, эта аллея называется почему-то либо Площадью Челюскинцев, либо Демидовским сквером. Кроме нас в этом зелёном оазисе прогуливаются родители с ребятишками, на лавочках сидят ярославцы с газетами – полное ощущение отдыха и расслабленности, даже не верится, что это – центр! Где-то за деревьями шуршат и мелькают, конечно, машины, но и сбоку, и впереди, и дальше везде кучерявится зелёная зона. Это так приятно, москвичам трудно понять, что вот так запросто можно погулять с ребёнком по центру, посмотреть, наиграться, набегаться, отдохнуть, посидеть. Определенно – мне нравится Ярославль. Я скучаю по таким городам. Самое интересное, что на этой аллее мы увидели два потрясающих памятника, не указанных ни в одном путеводителе!
            Первый скрывался за деревьями. Тёмный и строгий. Надпись: «Жертвам белогвардейского террора в Ярославле. 1918 год». Ну, надо же, считай, что это памятник Борису Савинкову – потомственному дворянину, члену Временного правительства, создателю Добровольческой белой армии на Дону, лидеру левых эсеров, организовавшему «Союз защиты родины и свободы» и поднявшему три антикрасных мятежа в Ярославле, Рыбинске и Муроме! Здесь, мятеж поддержали белые офицеры, интеллигенция, монахи местного монастыря. Как же этот провокационный памятник уцелел при Советской власти?
            Идём дальше, и аллея выводит нас к потрясающе высокой стелле, которую венчает двуглавый орёл – герб Российской империи (и Российской Федерации) и которая сделана из металла с бронзовым оттенком и патиной. На этом монументальном памятнике написано, что его реконструировали на деньги спонсоров и поставили на прежнее место в 2002г. На другой табличке надпись: «Памяти Павла Григорьевича Демидова от благодарных ярославцев».
            Кто же такой Павел Демидов, и что он сделал для Ярославля? Этот человек – обеспеченный представитель четвертого поколения российских горнозаводчиков Демидовых, ученый-натуралист, статский советник. Он получил блестящее образование, дружил со многими известными европейскими учёными, путешествовал, и мог всю жизнь ни в чём себе не отказывать. Но этот благороднейший человек, сам постоянно работая на научном поприще, хотел дать возможность работать на том же поприще и другим. По этой причине он выбрал предметом своей благотворительной деятельности – народное просвещение. Написал письмо императору (1803г.): «С давнишних пор помышлял я уделить часть от избытков имущества своего на какое-нибудь человеколюбивое заведение…. Имею смелость просить Ваше Величество, дабы … повелено было назначенную в Ярославле гимназию возвысить в такое училище, которое бы имело одинаковую степень с университетом и все преимущества оного …». Своё письменное желание он поддержал материально: на учреждение и содержание высшего учебного заведения пожертвовал 100тыс. рублей и ~3тыс. душ крепостных. В прошении высказывалось и пожелание, чтобы упомянутая денежная сумма составляла вечный капитал училища, и оно пользовалось его процентами, употребляя средства не иначе, как на содержание неимущих ярославских дворян.
            На эти средства в 1805г. было открыто Ярославское училище высших наук - ныне Демидовский юридический лицей, на проценты с капитала содержались беднейшие студенты, а достойнейшие командировались в лучшие заграничные университеты. Но это ещё не всё. Московскому университету Демидов пожертвовал свою библиотеку, многочисленные редчайшие коллекции, кабинет натуральной истории и многое другое.
            Поэтому в Ярославле в 1829г. в благодарность за добрые дела ему поставили памятник – «бронзовую колонну, вышиною в 17 аршин, с бронзовой сферой и вызолоченным парящим на ней орлом, на гранитном пьедестале». В 1918 (наверное) про «добрые дела» Демидова забыли и памятник скинули. Кстати, в МГУ в университетском музее есть его портрет, а в актовом зале мраморная доска с его именем.
            Вот так. Честно говоря, потрясает и вызывает уважение многое - мало того, что современные ярославцы собрали просто огромные, видимо, деньги на восстановление, мало того, что таким образом почтили память Демидова, так ведь и чтобы установить такой величины и мощи памятник требуется поддержка, одобрение и понимание властей.
           
            Идём дальше, выходим к площади с Вечным огнём, понятное дело с обязательной свадьбой и проходим мимо отличной спортивной площадки и теннисного корта. Вообще такие вещи нас сильно удивляют - отличного качества покрытие, отремонтированная, не пафосная, в тихом зелёном месте, да что там говорить – в самом центре! – спортивная площадка, это также отличительный знак города, как и детская. Постоянно встречаются, почти на каждом шагу. Везёт ярославцам. Виват губернатору!
            Мы держим курс по направлению к набережной. Она совсем недалеко, мы уже её почти видим. Сворачиваем к ней у очень красивого старинного дома, судя по классическому стилю белых колонн, бывшему богатому дворянскому особняку (опять нет ни в одном путеводителе) и тут путь к ажурной балюстраде нам преграждает майский жук. Глянцевый рогач неспешно переползает тротуар и находится уже практически в середине пути. Весь его смешной и ностальгически детский вид говорит, что «куда, мол, торопитесь, подождите, дайте сначала я переползу, потом пройдёте». Но я не выдерживаю, поднимаю жука, любуюсь , в общем, впадаю в детство. Муж, кстати, тоже, поскольку он резко озабачивается судьбой этого бедного симпатичного насекомого и предлагает перенести его в кусты, «чтобы никто не наступил». Так и делаем. Относим его в густой клевер, но жук крайне, крайне недоволен. Почти чувствуется, как он жужжит себе под нос: «до чего надоели эти заботливые парочки, пятый раз пытаюсь сегодня переползти на ту сторону и вечно кто-то закидывает обратно».  (Вообще наш маршрут можно проследить по карте города – так интереснее читать ).
            Когда мы подошли к набережной, то вдвоём онемели. Я – увидела впереди какую-то потрясающую кораблеобразную пристань, которая до боли напоминала «Ласточку» из «Жестокого романса». До сих пор не знаю, так ли это, или видение у меня было, но, судя по карте, здесь в этом месте помечена гостиница-корабль «Волжская жемчужина». Поскольку Ярославль город театральный, то вполне возможно, что этот корабль-пристань тоже актёр и снимался у Рязанова, почему нет? Пока я восхищённо любовалась «Ласточкой»-«Жемчужиной», то муж тоже не менее восторженно наслаждался видом грандиозной рыбалки. Мы стали зрителями каких-то рыбацких соревнований – все бетонные откосы набережной были равномерно усеяны одинаково экипированными рыбаками. В руках каждый участник держал просто таки гигантскую телескопическую удочку, похожую больше на шест для прыжков высоту. На ветру развевались пронзительно зелёные флаги с надписью “FishProfi”/«Рыбные профессионалы». Вся горизонтальная набережная была заставлена припаркованными машинами, в основном джипами, с какими-то объёмными пластмассовыми контейнерами на багажнике. Глядя на эту картину, мы сразу стало ясно, что за стадо слонов топало за стеной нашего номера в гостинице в 6 утра. Точно, это были рыбные участники, я даже запомнила эти навьюченные джипы на тёмной парковке перед отелем, которые утром с неё исчезли.
            Мужа было не оторвать от этого зрелища. Он уселся на каменный парапет и превратился в статую Родена. Через полчаса я занервничала, минут через сорок пыталась приводить робкие аргументы, что мол, пора с этим заканчивать, впереди ещё весь Ярославль, через час я уже в ярости бегала по набережной в поисках какой-нибудь тяжёлой палочки, как более внушительного аргумента. В общем, спас нашу культурную программу налетевший прохладный речной ветер. Воспользовавшись зябким поёживанием второй половины, я вцепилась бульдожьей хваткой и потащила его прочь. По-моему, он даже этого манёвра и не заметил, поскольку шёл как ребёнок в детский садик, вроде послушно, но с головой развёрнутой на 180˚ в сторону рыбных состязаний, бормоча под нос, что «эх, кто ж подсёчку так делает, тут блесна нужна, а не поплавок».
            Мы идём на Стрелку! Это уникальная природная достопримечательность Ярославля. Стрелка – это плоский и длинный кусочек берега, коса, напоминающая язык. С левой стороны – течёт река Волга, с правой стороны его огибает и соединяется с Волгой тонкая извилистая лента реки Которосли. Стрелка – сильное место, и очень похоже, что здесь Ярославль озорно показывает свой длинный язык то ли невидимым Варягам, то ли Грекам, которые здесь проплывали.
            Чтобы выйти на Стрелку надо спуститься по каменным ступенькам с высоченного и крутого берега-откоса Волги. Берег-откос действительно крут, и окультурен – подстрижен под бархат, окаймлён чугуном ажурной ограды и широкой прогулочной набережной, и украшен романтическими беседками. Язык Стрелки тоже окультурен, но в меру. Ряды фонарей, прогулочные дорожки, шикарные огромные клумбы с выложенной анютиными глазками фигурой медведя, а в самом конце – каскад фонтанов. Зелёные берега-лужайки, прибрежные кустарники и заросли осоки – радуют глаз своей нетронутостью и естественностью. Стрелка – это любимое место ярославских брачующихся. Ещё бы – такая природная красота, такие реки, такой пейзаж впереди – холмы, справа остров со спрятанным в зелени деревьев местным Парком культуры, сзади красивейшая высоченная набережная, утопающая в зеленых кудрях деревьев! Пока мы неспешно шли к фонтанам на самый кончик Стрелки, то мимо нас постоянно проезжали кавалькады свадебных лимузинов, которые здесь делают что-то типа круга почёта. Мы уже обалдели отмахиваться от протягиваемых нам бокалов с шампанским выпить за здоровье молодых - на прямой от спуска с набережной до фонтанов в принципе можно легко упиться, при желании, конечно .
            Наконец мы подходим к фонтанам. Как же красиво! День сегодня чудесный, лето, солнце, июнь, поэтому всю панораму вокруг мы видим в полноценных красках – слева синяя Волга, справа синяя Которосль, зелёные просторы, яркие цветы, белые чайки, корабли, плюс ещё и прозрачные стеклянные струи фонтанов бьют прямо в небо, а по гранитному бортику носятся малолетние ярославские сорванцы в закатанных по колено штанах. До того как мы подошли к фонтанам, они резвились прямо в бассейне, увидев нас, на всякий случай вылезли, но тут же занялись беготнёй и швырянием камушков. Масса важных летних дел! Не попечёшь каменных блинчиков по глади Волги как следует – считай, лето прошло зря!             Мы полюбовались водной картиной и двинулись направо, по каким-то обломанным ступенькам спрыгнули вниз и хотели подойти по песку к самой воде Которосли – не получилось, было зыбко, не хотелось мочить ноги. Зато я увидела спрятанный в заросшей траве большой камень и побежала к нему. Я подумала, что это и есть тот самый Камень, на месте основания города, но, подойдя поближе, засомневалась – вряд ли, что-то уж сильно заброшенный, да ещё и помазюкан синей краской. В общем, через заросли ив мы выруливаем обратно на прогулочную дорожку и возвращаемся к высокой набережной. На зелёной прибрежной лужайке невдалеке видим интересную картину – пришёл парень, переоделся за кустами в роскошное чёрное кимоно, помедитировал, настроился, и начал рассекать воздух ногами и руками. Какая-то мини-Япония на берегу Волги. Ну не супер ли!?
            Мы поднимаемся по каскаду ступенек наверх, расталкивая группы туристов, которые здесь фотографируются – высоко, и вся Стрелка как на ладони. Осилили подъём, стоим на самой оживлённой части набережной – впереди видим наконец-то настоящий Камень и Беседку – куда бежать? Несёмся к Камню – это обтёсанный рыжевато-коричневый булыжник с надписью: «На этом месте в 1010 г. Ярослав Мудрый основал Ярославль». Ну, с этим утверждением мы ещё поспорим (чуть ниже), а пока, наслышанные о его целебных способностях, прислоняемся к нему побаливающими местами. Выглядит со стороны всё это, конечно, странно, но нас не обращают особого внимания – ярославцы привыкли, а туристы, как обезьянки, уже выстраиваются в очередь к каменному лекарю.
            Дальше бежим в Беседку. Для чего? – Чтобы постоять на медном пятачке и загадать желание, ведь это же Беседка влюблённых. Так и делаем, выстаивая, кстати, очередь – желающих и постоять, и загадать, и сфотографироваться в белых стройных хрупких колоннах, на фоне залитых солнцем Стрелки, Волги и Которосли – толпы. Вся Беседка испещрена «Манями плюс Колями равно сердечко», «Приветами любимым котятам» и «Здесь был Нефтестроями» и т.д. Честно говоря, я немного засомневалась, действительно ли это ТА самая романтическая Беседка, забегая вперёд, скажу, что, гуляя потом по набережной, мы нашли ещё одну подобную красотку с зелёным куполом и белой анфиладой колонн, и там тоже был медный пятачок….
            На сувенирном лотке я покупаю магнит в виде медного мишки с секирой в лапах – символом Ярославля. И тут впереди видим ещё одну свадьбу, да такую необыкновенную – жених, невеста и гости подкатили на роскошных открытых лакированных каретах, которые все украшены розами, блестящие ухоженные лошадки в белых гольфах, расчёсанные шёлковые гривы, кучер в цилиндре, в общем, Ярославль уделал Вену, только одно большое НО – вся дорога, по которой цокали экипажи, сплошь усеяна этими самыми свежайшими, органическими НО. Если вляпаться в такую кучу, то отмываться можно полдня. Вообще-то для таких дел есть специальные лошадиные мешки, которые привязываются сзади. Но жених гордо высаживает невесту, переступая через них ногами, гости, подобрав одежду, тоже перепрыгивают, любопытных туристов амбре разогнало подальше. Я к чему описываю эту картинку – это иллюстрация русского менталитета. Подумаешь органика под ногами, зато кучер в белых штанах.             У меня в руках раскрытый путеводитель. Впереди нас ждут две старинные церкви -  церковь Николы Рубленый Город и церковь Спаса-На-Городу. Набережная уже заканчивается и плавно переходит в тенистую аллею, огромный овраг, и дороги над и под мостом. Обе церкви похожи друг на друга – белые стены и зелёные маковки. Они ровесницы (17 век), но первая – более трепетная – худенькие беленькие шейки, на которых держатся купола и одна шатрообразная глава; вторая – более кряжистая и классическая.
 
            Местность здесь неровная – большой овраг - и топографически церкви расположены как бы на разных концах оврага, Никола стоит на одном, далее дорога идёт вниз под уклон, и на подъёме вверх находится Спас. На самом дне оврага располагается большой и современный стадион (опять!). И на этом овраге я остановлюсь и расскажу поподробнее, потому что это и есть тот самый знаменитый Медведицкий овраг, где… нет, обо всём по порядку.
            Сохранилась замечательная народная песня: «Ярославль да город да на горе стоит, на горе стоит да во всей красоте, да на прикрасоте, … краше Киева, лучше матушки да каменной Москвы…».
            Эта гора – Ярославова гора – и есть высокий угловой берег Волги, от которого отходит Стрелка. Здесь, на ней и находилось легендарное древнее поселение Медвежий угол или город Медведь.
            Заметьте, что обычно, города у нас празднуют свои тысячелетия, и этой датой как бы ненавязчиво дают понять, что до прихода христианства - и городов то у нас на Руси не было, так некие поселения, серые деревни. Если вы отталкиваетесь от того, что наши прапредки были дремучими язычниками, которые ходили в косматых шкурах, жили в ветхих избушках, жгли лучину и ели кашу лаптями, а потом пришли князья, всех разогнали, построили крепости-Кремли и начался расцвет, то да, эта дата вас устроит.
            Если исходить из того, что древние русичи не просто умели читать и писать (а они писали рунами, или т.н. влесовицей) задолго до всяких Кириллов и Мефодиев; оставили нам великую культуру, в виде неразгаданных до сих пор уникальнейших городов (Аркаим); в виде названий рек, гор и городов и т.д.; нерасшифрованных до сих пор законов Вселенной (Звёздная книга Коляды, Велесова книга, Большое и Малое Коло Сварога и т.д.); в виде непостижимым образом дошедшего до нас (а ведь целенаправленно сжигали возами и городами!) русского устного, литературного и рукотворного народного творчества; – то становится понятным, что древние ярославцы без всяких подсказок выбрали себе отличное место для поселения, построили на нём город и прекрасно жили. Город располагался на перекрёстке старинных водных и сухопутных дорог, на высоком береге-холме, омываемом с одной стороны Волгой (с Востока), с другой, впадающей в неё Которослью (с Юга), защищённом сзади глубоким Медведицким рвом-оврагом, по дну которого раньше протекал рукав Которосли речка Медведица (с Севера) – природа как будто специально создала в древности этот треугольник как естественную крепость.
            Теперь обсудим легенду: «В город Медведь приехал князь Ярослав с дружиной и обложил данью, жители воспротивились и выставили против него медведицу, которую князь заколол секирой, все впечатлились, упали на колени, с данью вопрос был решён, и также князь велел строить/рубить из брёвен новую крепость на этом месте. Так было положено начало основания города».
            Начнём с того, что нет ни одной (!) летописи, в которой бы говорилось, что этот князь по имени Ярослав – Мудрый. Путём догадок, гипотезирования, игры с датами и обсуждения вариантов причин, когда и почему, данному князю могла понадобиться крепость, историки предположили, что возможно это был Ярослав Владимирович Мудрый (который предположительно и приблизительно правил неподалёку в Ростове). Но также возможно, что это был другой князь - Ярослав Святославович Черниговский.
            Понятно, что кроме отсутствия имени князя-основателя, отсутствует и точная дата возникновения города. Историки могут указать не одну, а целых несколько возможных дат – 1010 (последний год княжения Мудрого в Ростове), 1024 (восстание русичей из-за голода, поэтому княжьей власти нужна крепость), 1026-1036 (борьба Мудрого с политическим соперником, братом, князем Мстиславом) – и то, этот набор, связан только с именем именно Ярослава Мудрого. Такую же раскладку можно подвести и под второго возможного князя-основателя.
            Так что 1010 – это год основания с большой натяжкой. Если бы город основали на пустом месте, то, да – ещё можно согласиться, а так ведь просто переименовали существовавший город Медведь/Медвежий угол в Ярославль.
            На месте историков, я бы подтусовала картишки в пользу, конечно, Ярослава Мудрого, ещё бы, такая родословная – один из 13 сыновей киевского князя Владимира Красное Солнышко и пленной половецкой княжны Рогнеды. А кто такой последний Ярослав – непонятно.
            Что касается медведя, зарубленного секирой – так и он тоже предположение. Всё, что есть изначального документально зафиксированного о Ярославле - это два текста из двух чудом дошедших до нас летописей:
            «В области Ростовстей, при брезе реки Волги и Которосли, лежаще некое место, на нем же последи создался славный град Ярославль…. И сие бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы поганые веры - языцы, зли суще…напустили от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним…. Однако князь «секирою своею победи зверя», и жители «ужасеся и падоша ниц князю» /нет даты.
            «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, встаста два волхва от Ярославля... и убивашета многы жены, именье их отимашета собе» /датировано 1071 годом.
            Хотя, что касается медведя – это интересная деталь. Медведь – это символический образ древнего бога русичей Велеса. Да и вообще происхождение самого слова «медведь» очень сложное. Медведь – по-русски «ведающий мёд» – по- санскритски «арктос» - а, Арктика или Северный Полюс земного шара расположена прямо под созвездием Большой Медведицы. То, что до возникновения Ярославова Рубленого Кремля на этом «треугольнике» было сакральное место поклонения древним богам – это точно. И поскольку что-то слишком много топографических «медведей» вокруг (и речка, и овраг, и название города), то вполне вероятно, что это не просто красиво и стратегически выгодно расположенное местечко, но и территория с изначально заложенной очень сильной энергетикой.
            Но ярославцы, думаю, должны быть благодарны и князю Ярославу за чудное название города – Слава Яру или Слава Солнцу, и медведю за отличный герб города: «В серебряном щите, медведь стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке».
            А вы говорите, камень, камень… - вот вам и камень .
 
            Мы перешли через Медведицкий овраг по мосту, посмотрели на стадион, и случайно внизу под мостом углядели у ресторана «Якорь» тележку с мороженым – не поленились и ради такого сладкого дела спустились вниз под мост. Вообще-то мы направляемся к Спасо-Преображенскому монастырю, но подходим к нему с тыла, со стороны реки. Уже показались впереди его стены, поэтому мы спешно долизываем свои сладкие мороженые палочки. Совсем рядом с монастырём видим ярко-красную, с белыми обводками и тёмно-зелёными куполами церковь Михаила Архангела. Переходим от церкви через дорогу, идём вдоль монастырской стены к центральным воротам.
            Спасо-Преображенский монастырь – находится в начале исторической части города. Московская улица, по которой мы въехали в город, заканчивается вместе с современной частью города на мосту через Которосль, а за мостом сразу начинается исторический центр и большая круглая Богоявленская площадь. На ней стоит памятник Ярославу Мудрому, который держит в раскрытой ладони миниатюрный Ярославль, а напротив него арочный вход в монастырь.
            Сразу на входе справа находится касса, где продаются план монастыря и билеты на все экспозиции. У нас лимит времени, поэтому можем позволить себе только два посещения. Я выбираю: Преображенский собор и выставку «Слово о полку Игореве». Колокольня на реставрации, поэтому посмотреть на Ярославль с птичьего полёта нам придётся отложить до следующего (надеюсь на это) раза.
            Монастырь не похож на действующий (хотя вполне вероятно, что я ошибаюсь), потому что монахов мы не видели вообще, а только огромное количество всевозможных разноязычных туристов, от японцев и американцев в ковбойских шляпах, до жителей из всех уголков нашей необъятной страны. Возможно, такое ощущение появилось из-за того, что монастырский дух несколько подавлен туристическим ажиотажем. На территории монастыря находится Историко-Архивный и Художественный музей, медведица Маша в вольере, сувенирные ряды и даже кафе. Трудно здесь монахам отвлечься от всего земного, слишком суетно тут.
            Интересно, что Преображенский собор, древний стройный красавец, тесно соседствует (стена к стене) с церковью Ярославских чудотворцев, которая выстроена чересчур в классическо-театральном стиле. На её высоких ступеньках, у подножия частых античных белых колонн, почему-то хочется спросить лишний билетик, а не настраиваться на духовное. Может быть, по этой причине мы и не зашли внутрь? По-моему, даже мысли не возникло сассоциировать это здание с церковью. А ведь история посвящения этой церкви ярославским князьям Фёдору Чёрному и его сыновьям Константину и Давиду очень интересна.
            Федор Чёрный, князь Ярославля, очень нестандартная личность, начиная с «фамилии». Чёрный – значит не цвет, а Чермной, т.е. Красный, Прекрасный. Так вот крайне бедный, но крайне красивый, в шестом колене потомок Мономахов, князь Федор из Смоленска, женится на дочери ярославского князя - Марии, продолжательнице рода Всеволода Большое Гнездо. Удачный брак, надо отметить. Князь-отец отдаёт Ярославль в приданое за своей дочерью (пример, небывалый прежде) и Смоленский князёк становится Ярославским князем. У четы рождается сын – Михаил. Но это время полного подчинения Руси Золотой Орде – конец 13 века. Чтобы править в городе, надо получить ярлык/«разрешение» в ханской ставке. Князь поехал в Орду, и там его стать сразу же бросилась в глаза одной из русских жён хана, которая тут же прокрутила в голове вариант выдачи своей дочери замуж за такого красавчика. Жена и сын, говорите, остались в Ярославле – какие мелочи! Вскоре ярославская жена как-то удачно быстро покидает этот мир, через какое-то время к ней присоединяется и маленький князь. В общем, преград нет - ярославской княгиней и женой Фёдора становится раскосая ханская дочь, монгольская царевна Юлдуз из рода Чингизидов, крещеная Анной.
            «Не передавивши пчёл, мёду не есть», - так говаривали в старину. Рождаются два сына («результаты русско-татарской метисации» - как сказал бы Л.Гумилёв) – Давид и Константин. Результатом всех этих зигзагов судьбы является то, что Ярославль (как и родной князю Смоленск) находились в отличие от прочих русских городов, как бы в «беспошлинной экономической зоне», свободной от татарской дани и разорения. Эти города, благодаря красивому князю Фёдору Чёрному и его удачному брачному союзу, процветали и избежали разгрома - 40 лет ни с кем не воевали и даже сами получали дань с 36 городов. Кто-то называл князя предателем, кто-то дипломатом - но в целом ярославцы ему очень благодарны и считают и князя, и его сыновей небесными покровителями Ярославля. Их чудотворные мощи были обнаружены под полом в Преображенском соборе, и казалось бы, должны находиться в соседней церкви Ярославских чудотворцев. Но были перенесены в слободу Толчково в Собор Феодоровской иконы Божией матери, где и сейчас благополучно находятся.
            Мы показываем билетики и проходим в Преображенский собор (~нач. 13в.). Тоже интересное впечатление – храм такой белоснежно-русский, а с внешней стороны украшен рядами открытых галерей, что придаёт ему слишком южный вид. Мы рассматриваем яркие и богатые росписи, немного фотографируем. Фрески, бесспорно, красивые, их даже называют так: «как у Дионисия». Но это не Дионисий, а именно «как» у него. Разница заметна.
            Тоже интересная история у этого Собора. Здесь освящали свои знамёна лидеры Второго народного ополчения купец Минин и князь Пожарский. Именно сюда в Ярославль Козьма Минин привёл за собой 25тысячное ополчение из Нижнего Новгорода. Именно ярославские купцы финансово поддерживали ополчение. Именно в Ярославле чеканили монеты для военных целей. Именно сюда в Ярославль добровольно стекались люди из других русских городов, чтобы помочь Руси. В Ярославль вошло нижегородское ополчение, а вышло – всенародное.
            Под словом «иго» всегда шаблонно подразумевается власть Большой Орды и как-то не акцентируется внимание, что Литовское и Польское иго чуть ли не превосходило по территориальным и временным масштабам татарское – 200 лет подчинения татаро-монголам и 300 лет перманентных литовско-польских набегов, захватов земли и властных подковёрных интриг. Можно сказать, что сразу на смену Золотой, Синей и Белой Орде пришли литовские, а потом польские военные набеги. Один литовский князь заявили ни много, ни мало, что «вся Русь должна принадлежать Литве» - и это заявление было сделано уже в 14 веке! А в 17 веке русский народ уже запутался в Лжедмитриях, и в Кремле на русский престол уселась польская самозванка Мнишек. Поэтому особенно приятно, находясь в Преображенском соборе, представлять себе, как в 1612г. здесь стояли Минин и Пожарский, другие воины, с русскими знамёнами в руках, и выступали отсюда, из Собора, из Ярославля на спасение Москвы и страны.
            И на этом интересные события, связанные с собором не заканчиваются. Кроме всего сказанного, здесь в приделе Преображенского собора раньше была уникальнейшая библиотека древних рукописей, собранная ярославским князем Константином – сыном Всеволода Большое Гнездо (нач.13в.). И здесь графом Мусиным-Пушкиным – президентом Академии Художеств, членом Общества истории и древностей российских, страстным коллекционером было обнаружено «Слово».
            Из Преображенского собора мы направляемся в корпус, где находится экспозиция, посвящённая древнерусскому литературному шедевру - «Слову о полку Игореве».
            В большом, полусветлом, сводчатом прохладном каменном зале (бывшая трапезная) в стеклянных витринах выставлены древние рукописи и искусно выполненные муляжи старинных книг. Вид изъеденных временем жёлтых страниц покрытых вязью вроде знакомых, но не читабельных буковок – оставляет глубокое впечатление. Словами не передать. С одной стороны вроде всё просто – музей, старые книги, подумаешь…. Но когда вглядываешься в эти страницы, в эти бисерные строки, искуснейше нарисованные заглавные буквицы – возникает какое-то погружение, притяжение, невидимое и беззвучное общение на уровне визуальном, чувственном, информационном. Расслабленный до этого мозг сразу просыпается, невольно замечая какие-то детали, детальки, которые буквально запускают цепную вопросительную реакцию. Очень сильно затрагивает вид древних манускриптов, и бомбардировка головы возникающими вопросами, как будто бетонную плиту старается сдвинуть с твоей памяти.
            Эти выдубленные обложки и листы из телячьей кожи, коленые восковые, полупрозрачные жёлтые пергаменты – ведь кто-то делал тысячу, восемьсот и т.д. лет назад. Кто-то обмакивал гусиное перо или серебряный стержень в чернильницу и выводил слова, да не просто слова – а мысли свои записывал.
            «Слово о полку Игореве» - это опять же чудом дошедшая до нас жизнь древних русичей, выраженная словами. Обычно, когда находится такая древнерусская литература, то сразу, как грибы, откуда-то вылезают люди, заявляющие что это подделка. А все так любят сомневаться…. Потом, кстати, тоже обычное дело, случаются пожары, в которых исчезают эти русские летописи. Раньше сжигали древнюю русскую мудрость целенаправленно (смена религии, войны), потом пошли «случайные» пожары – это устойчивая тенденция, если присмотреться. А когда нет оригинала – так это вообще сплошное сомнение… и т.д..
            Так вот «Слово», которое вроде все наши учёные умы исследовали, изучили, раздробили по буквам, перевели, ещё раз перевели и переводят – до сих пор хранит в себе массу загадок. Неустановлен автор, неразгаданны многие слова. То есть мы сейчас настолько потеряли связь со своим древним языком,  что не можем перевести не какие-то древнеегипетские иероглифы, а свои родные русские слова! Как ни дико это звучит – сегодня мы говорим на «пустом» языке, поэтому так многословны – потому что истинно русские, глубокие, насыщенные, ёмкие слова почти уже вычеркнуты временем (?) не только из нашей речи, но и из нашей памяти. Чтобы восстановить утраченную суть и силу человеческой речи, то самое СЛОВО, которое «было вначале всех начал» - необходимо заниматься «археологией» своего родного русского языка, который затягивается тиной иностранных чужых слов.
            Среди массы прочих версий по поводу авторства, есть одна, о которой я расскажу.
            Помните главных героев «Слова»? Князь Игорь Святославович из Новгорода-Северского и его жена Ярославна. Как ни странно, Ярославна – это отчество, а имя княгини – Евфросинья. Евфросинья Ярославовна, дочь князя Ярослава Осмомысла из Галицка.
            Есть мнение, что автор «Слова» это - Ярославна, то есть сама княгиня. Она была из рода Рюриковичей, по материнской линии – внучка Юрия Долгорукого, правнучка Владимира Мономаха, праправправнучка Ярослава Мудрого, очень образованная, начитанная, мудрая. А сказитель «Слова» был не только талантлив, но и светски образован, мог на равных общаться с князьями – вряд ли это был простой монах, или сказочник-поэт. Многие сцены, например сражения – написаны по-женски: немного наивно, слишком эмоционально и не по-мужски: бездетально. «Обида вступила девою», кричат в полуночи телеги, словно лебеди вспуганные», «храбрые сердца из крепкого булата вскованы».
            А плач Ярославны на стене Путивля? Кто кроме неё самой мог знать такие детали как содержание разговора с Ветром, с Солнцем? Да и сам плач у неё непростой. В древнем русском языке были такие слова, которые произнесённые вслух, могли совершать чудеса. Эти слова дошли и до нас, их знают бабушки-знахарки – например, во все древнеславянские целительные практики непременно входили особые заговорные слова, с которыми необходимо было обращаться с большой осторожностью. Эти слова содержали в себе огромную силу, которую не следовало будить без особой на то необходимости. Молящаяся за мужа Ярославна знала эту Связь, она разговаривает с Ветрилом и Тресветлым Солнцем, как с живыми и разумными, и они ей действительно помогают. А словесные формулы, с помощью которых можно совершать невозможное, знали далеко не все - только избранные, только посвящённые.
            Каждое слово в «Слове» - это драгоценность. Никто из современных исследователей «Слова» не понимает и не может перевести фразу: «За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли смагу людем мычючи в пламяне розе». И таких примеров по всему текстов много. Культура наша настолько древняя - что от неё остались не то что обломки, не то что кусочки, а просто пылинки. И даже к этим «пылинкам» мы относимся небрежно, свысока, пренебрежительно. Я сейчас имею в виду русские музеи по всей стране, в которых собраны дошедшие до нас знаки в виде узоров на костюмах, полотенчиках, украшениях, боках глиняных чашек, деревянных прялок и т.д.. Эти музеи – крошечны, раскиданы, находятся на правах второсортных филиалов при крупных музеях. Да что там говорить – в Москве нет Русского этнографического музея.
            Мусин-Пушкин успел сделать список с древней поэмы. Через несколько лет его богатейшее собрание древнерусских рукописей, собранное в его московском доме, исчезнет в пожаре. Конечно же, случайном.
            Мы долго ходили по выставке, очень понравились также и её последние залы: там собраны старенькие всевозможные детские буквари и азбуки, школьные портфели. В одном углу был насыпан горох на полу и стоял пучок розг – так раньше наказывали двоечников. Такое устрашение и правда, впечатляет. А ещё понравился ранец, сплетённый из бересты. Какой-нибудь деревенский пацанчик ходил, небось, с таким на уроки куда-нибудь за несколько километров в школу в соседнюю деревню.
            Уже на выходе я поинтересовалась у смотрительницы выставки, а где же находится знаменитая золоченая карета Мельгунова? В эту карету – музейный экспонат, надо заметить! – садятся…. До сих пор какие-то люди удостаиваются чести постоять на её подножке, а самые избранные попадают внутрь…. Мне сказали, что нам нужно посетить экспозицию «История края», но в данный момент она на ремонте.
 
            Вышли с выставки и сели на близлежащую лавочку. Правда сели не все - некоторые залегли на неё с печальным выражением на лице и криками «Как я устал, как я хочу есть». Наша лавочка окаймляла край сувенирно-кафешечной площадки. Туристическая толпа в виде длинного хвоста, выстроившаяся за пирожками и кофе нам не понравилась. Мы купили по вкусному ярославскому мороженому (всегда стараемся покупать только местное) и разделились по интересам: муж улёгся восстанавливать свои мужские силы на облюбованную лавочку, а я на остатках женских понеслась обратно на выставку, чтобы пофотографировать (докупила отдельно билетик и договорилась с музейщицами, чтобы пропустили), а потом помчалась в сувенирные палатки, за – ярославской майоликой!
            Ещё давно, года три назад, в Переяславле-Залесском, мне невероятно приглянулась толстенькая пупырчатая, очень тщательно и тонко расписанная оттенками зелёного, квакушка на одном из сувенирных лотков. Я её тогда не купила, но запомнила. И однажды в Москве, в одном громадном  магазине на Павелецкой я увидела фигурки со знакомой тщательной разноцветной росписью, а главное в большом и интересном ассортименте. Первый вопрос, который я задала продавщице, был: «А кто их делает, кто?». Она ответила: «Это Ярославль делает, ярославская майолика».           
            Так я познакомилась с ярославской майоликой и это была та ниточка, за которую я вытащила из Интернета много интересной информации. Я не буду вдаваться в особые подробности, главное, что нужно понимать – это мелкая пластика, т.е. раскрашенные фигурки, и они сделаны из красной глины. При этом фигурки выглядят как фарфоровые – они легкие, изящно сделанные и белые. Очень тонкая роспись – даже, например, у ма-а-ленькой фигурки ангелочка будут выписаны тонюсенькие завитушки и еле заметные реснички. Палитра красок – разноцветная. Фигурки могут быть совсем миниатюрными, средними, в меру большими. Ярославскую майолику нельзя сравнивать ни с разноцветной Гжелью, ни с Дулёво – совсем другой характер лепки и росписи и возможностей ассортимента.
           Ярославская майолика – это не народный промысел, а удачное воплощение идеи одних ярославского художника и ярославской художницы, которые, оставшись не у дел в «перестройку» решили открыть художественную мастерскую малой пластики. А то, что ярославская майолика стала такой невероятно популярной – это заслуга, понятно их таланта, а также и древнего ярославского изразца, который служит азбукой для художников, расписывающих майолику. На нём они «воспитывают» свой глаз и вкус, именно его формы, линии и цветовая гамма помогают избежать китча. Майолик то много, а ярославская - одна. Придумывают форму и роспись – художники, расписывают – живописцы. Используют местную глину, лепят, обжигают, расписывают. После росписи – ещё один обжиг, и тогда уже краски вплавляются в эмаль, она становится блестящей (до этого была матовой) и получается уже готовое изделие. А главное отличие от фарфора заключается в цвете эмали - она более тёплая, а у фарфора холодная. И за это её уже очень ценят коллекционеры.
        Перечислить всё разнообразие фигурок сложно – это котики, лягушки, козы, медведи, крыски, лошадки, Дед Морозы, Арлекины, Петрушки с бубенчиками на шапке, ангелочки, девочки, мальчики, колокольчики и т.д. Цены – ммм, в Москве – точно не разбежишься, здесь в Ярославле в монастыре – более приемлемые. Я приобрела миниатюрные фигурки-новогодние игрушки на золотых ниточках. Я знала, что у них ещё есть магазин от мастерской, где-то на ул. Советской, но забыла номер дома (№17) и спросила у продавщицы: «А где ещё можно купить ярославскую майолику». Но она на честном голубом глазу, заверила, что «нигде, только здесь». А, в магазине, возможно, цены более доступные.
        Последнее, что мы видим в монастыре – это маленькая пасека, ульи которой сделаны как маленькие домики и даже церковь, а сама пасека смотрится как крошечный город.
            Мы выходим из монастыря, и тут голодный муж, вспомнив восстание, поднятое Савинковым в Ярославле, проникается его духом и предъявляет грозный ультиматум – идём обедать! Я, затаив недовольство, подчиняюсь. Мы идём в направлении нашей машины, припаркованной на бульваре за театром. Но по ходу дела, заходим на улицу Кирова – центральную пешеходную улицу Ярославля. Эту вымощенную плитками улицу, сравнивают со Старым Арбатом – и зря. Старый Арбат давно утратил свою теплоту и превратился в холодную расчётливую коммерческую улицу. А улица Кирова, как ни странно, напомнила мне почему-то венскую улочку. Не по-русски как-то чисто на ней и уютно, два ряда деревьев растут почти прямо из-под брусчатки. А главное, в расслабленно гуляющей по ней толпе, русских – процентов 10, а все остальные иностранцы – надо же какой популярностью пользуется Ярославль.
            Мы всё время крутим головами в поисках чего-то вкусного. Я помнила, что мы оставили машину неподалёку от какого-то ресторанчика под названием то ли «Поплавок», то ли «Погребок». Но мы уже подошли к театру, обошли его, и сразу за ним, на большом зелёном бульваре муж видит кафе «Премьер» и устремляется туда. Я крайне недовольна. Два шага осталось до моего «Поплавка», а мы уже засели на открытой летней веранде под деревьями. Мне почему-то кажется, что в таких забегаловках вряд ли накормят вкусно, поэтому я вредно лоббирую свой вариант. Голодный донельзя муж упирается. А мне так обидно становится за свой «Поплавок», что мы два раза уже меняем столик – рядом с одним стоят музыкальные колонки и у меня оглохли уши, а за вторым на меня несёт копчёным ветром от мангала. Да и третий столик, мне тоже не нравится, не нравится, он плохой, вот в «Поплавке» точно гораздо лучше, гораздо – но нам уже несут заказанное. Самое удивительное – оказалось более чем достойно. Всё очень вкусно, и особенно малиновый коблер и молочный коктейль. Да и внутри по интерьеру чувствуется, что это очень приличное кафе – так что будет проходить мимо, перефразируя известную национальную поговорку – «не проходите мимо». Вообще в Ярославле нет проблемы, где поесть – только в одном путеводителе перекусочных адресов было на две страницы.
            Время у нас ещё есть, но не так много, поэтому мы садимся в машину и едем к двум храмам, которые надо обязательно посмотреть – Церковь Рождества Христова и Церковь Николы Надеина.
            Оказывается, что эти церкви находятся совсем рядом с набережной, а между ними в старинном особнячке известный частный музей «Музыка и время», и если бы мы утром свернули на одну улочку прямо за храмом Ильи Пророка, то сразу бы к ним и вышли. Зайти внутрь ни в одну церковь по времени мы не успеваем (уже закрыты), но начинаем внешнее знакомство.
            Церковь Рождества Христова (~нач. 17в.). В путеводителе было написано, что заказчики церкви, торговцы рыбой и икрой, братья Гурьевы, много путешествовали по востоку и там прониклись нарядной мозаичной облицовкой минаретов, поэтому решили украсить свою церковь многоцветными изразцами. Исходя из прочитанного, я ожидала увидеть что-то очень разно-разно-разноцветное, яркое и полувосточное. Оказалось, что это абсолютно русская белая церковь с изящными ленточными и отдельными шахматными вставками из «муравленых», т.е. траявянисто-зелёных (от травы-муравы) изразцов. Как ни вглядывались – ну ничего восточного не увидели, также как и знаменитую надпись, выполненную изразцами по всему периметру здания, в которой братья-купцы упоминают себя, правителей государства, и указывают время построения храма. Церковь и территория вокруг неё находятся в достаточно запущенном состоянии.
            Церковь Николы Надеина (~нач. 17в.). Путеводитель обещал раскрытые фрагменты старинной фресковой росписи с нестандартными сюжетами (один из примеров - изображение Николы Чудотворца с мешком золота, откуда бедняки черпают милости) и резной иконостас, выполненный по чертежу знаменитого ярославского театрала Волкова. Название церкви объединило в себе имя чудотворца Николая и фамилию заказчика – купца Светешникова по прозвищу Надей. Было написано, что храм «варварски зажат в застройку 1950-х гг.» и его не видно с набережной. Это и так, и не так. Действительно, чтобы подойти к храму, надо войти через арку во внутренний двор, образованный сталинскими домами. Но так ли это плохо? Во-первых, жителям как удобно – считай, своя почти домашняя церковь во дворе. А во-вторых, разве смысл церкви заключается в том, чтобы её было хорошо видно? Главное, что сюда люди ходят, знают, ищут. Главное, что церковь действующая, значит, в ней свечки горят перед ликами святых, значит, душа есть. Вот церковь Рождества Христова всем видно, и что, от этого её территория стала чище и храм реставрируется?
            Эта церковь тоже очень красивая. Главное, чем она отличается от остальных – своей маковкой, выложенной зелёными чешуйками. На самом верху колокольни мы разглядели вкрапления изразцов. Входа в церковь почти не видно – так его старательно загораживает бушующее и разросшееся пьяняще-ароматное облако цветущего жасмина.
            Музей «Музыка и время» - частный, и невероятно симпатичный и располагающий. Его хозяин – достаточно нестандартная личность – артист и гипнотизёр Джон Мостославский. Своё хобби – коллекционирование старинных (в основном музыкальных) предметов он превратил в такой оригинальный бизнес. Музей занимает премилый особнячок в самом центре набережной, и конечно, привлекает к себе массы туристов. Подобные музеи – Утюга и Чайника – мы видели в Переяславле-Залесском, но там они узконаправленные. А здесь есть всё, что издаёт мелодии – старинные поддужные ямские колокольчики, даже церковные колокола, шарманки, пианино, клавикорды, граммофоны, патефоны, часы, а также просто разные интересные антикварные вещицы. На первом этаже - две, заполненные музыкальными предметами комнатки и ещё одна внизу на цокольном этаже. Билетики продавал невысокий молодой человек со смоляными волосами, густыми чернющими бровями, запоминающимся лицом и кавалерийским телосложением. «Кого же он мне напоминает», - мучалась я. Потом глянула на купленный буклетик с фотографией хозяина музея и поняла, что на фото – старший Мостославский, а за прилавком – младший. По музею водят экскурсии каждые 15 минут. Мы успели на последнюю перед закрытием. Особенно понравился, как в самой нижней комнатке, заваленной старыми пластинками, чугунными утюгами и прочим, экскурсовод собрала в руке все верёвочки от всех колокольчиков, колоколов и колоколищ, висевших под потолком и предложила под их перезвон загадать желание. В музее дают 100% гарантию на исполнение на два года. Я загадала. Жду. Пока не исполнилось .
            Как сувенир я купила большую коробку со спичками, можно даже назвать её ассорти  - только внутри не конфеты, а штук тридцать маленьких, красиво оформленных коробков. Увидела я здесь и керамику, но не ярославскую. Как-то давно я прочитала про конфликт авторов-создателей Ярославской майолики с хозяином музея, который в целях понижения себестоимости и увеличения прибыльности, открыл свою майоликовую мастерскую, переманил работников и воспользовался кое-какими наработками. И конечно, майолика в этом пиратском исполнении очень слабая, и лепка, и роспись – это видно сразу. Я не преминула громко спросить вредным голосом: «Ярославская ли это майолика», но мне ответили честно – «Нет, наша».
 
            Всё. Выходим на набережную. О, опять Беседка, да такая красивая, больше первой, народу меньше, а какой вид…. На набережной я ахала. В моём понимании вот именно так выглядит почти идеальная набережная - синяя широкая река, высокий крутой зелёный берег, белый пароход, ажурная чугунная ограда, классические круглые белые беседки-ротонды для отдыха души и глаз, прогулочный широченный тротуар, загороженная густыми пышными деревьями небольшая проезжая дорога, по которой гоняют очень редкие машины, а в основном велосипедисты и народ на роликах.

            Когда мне страна или город очень нравятся, я начинаю мысленно обживать их и покупать недвижимость. Так у меня уже есть коттедж на Севере, квартира в Питере на Мойке, и вот я присматриваю себе и квартирку на набережной Ярославля. Беру не глядя! 

            Честно говоря, первый раз мы видим крепкий, энергичный, перспективный русский город. После Москвы Ярославль не кажется крупным городом, хотя, ярославцы, скорее всего, думают не так. И поэтому муж интересно заметил, что в Ярославле есть все плюсы маленького города и отсутствуют минусы большого. Вообще люблю города на воде. Вода всегда смягчает городскую суету и жёсткость, создаёт особую жизнь, а уж обрамлённая парками, бульварами, аллеями, стадионами, спортивными и детскими площадками – это вообще редкость. На том берегу видим ещё и пляж. Вообще красота. Стоим на набережной, смотрим на Волгу. Как же не хочется уезжать из Ярославля, не хочется говорить ему «До свидания».

            И не говорим, а решаем поехать, по-быстрому посмотреть церковь Богоявления и ансамбль уникальных церквей Иоанна Златоуста и Владимирской Божией Матери в слободе Коровники. Их изюминка – это орнаменты из ярославских изразцов. Знаете, что такое ярославский изразец – это разноцветный тульский пряник.
            Так вот, наконец-то мы стоим перед чудной церковью Богоявления (кон. 17в.), которая густо обложена пряниками – ярославскими изразцами. Самое интересное, что эта церковь находится на той самой Богоявленской круглой площади, где располагается Спасо-Преображенский монастырь и памятник Ярославу Мудрому. Сказать, что изразцовая церковь красива – ничего не сказать. Надо лишь предупредить любителей минимализма, а то у них при виде буйства красок на пряничном фасаде может закружиться голова. Потому что слишком русский размах здесь присутствует, купеческая удаль, гулять так гулять – хотите изразцов, пожалуйста сразу три орнамента, один под другим, да и на фасад и на крылечко клади побольше каменщик, не жалей изразцов. Стены церкви из красного кирпича, и по цвету можно определить какая часть более древняя, а какая пристраивалась. Колокольня, кстати, падает – как в Пизе. Внутрь я боязливо заглянула, хотела хоть глазком глянуть на 8-ярусные настенные росписи, но шла служба, и я не стала мешать, и быстро ускользнула. Очень красивая церковь.
            Едем в слободу Коровники. Само название «слобода» означает, что здесь жили ремесленники, в данном случае – гончары. Подъезд – плохой, то, что раньше называли слободой, сейчас представляет собой деревенскую часть Ярославля, т.е. частные дома и плохие дороги.
            Ансамбль из двух церквей – Иоанна Златоуста и Владимирской Божией Матери (сер. 17в.), и Колокольни – сильно впечатляет. Чем впечатляет? Очень сложно ответить. Это берег Волги. Тёмно-красный цвет кирпича – создаёт ощущение прочности, устойчивости, крестьянской практичности (не белый, не маркий цвет!) и кряжистости. Крыльцо-терем из фигурного кирпича и высоченным изразцовым коньком – переносит если не в сказку, то в театральную декорацию, например к опере Мусогорского «Царская невеста». Поросшие травой стены и крыши, наглухо забитые железными ставнями окошки, разваливающаяся кладка, совершенно запущенная территория с забором из рыжих ржавых металлических листов – вызывает чувство тоски и растерянности…. Как же так… ТАКАЯ церковь… в наше время… «Челси» покупают… а на реставрацию такой красотищи средств нет…. Изразцовое обрамление всего, а особенно, огромнейших окон – просто гипнотизирует – мало того, что наличники окон изразцовые, так они ещё и фигурно исполнены и выложены!!! Владимирскую церковь рядом вроде бы восстанавливают. Вроде – потому что ещё так мало сделали, видимо, только-только начали, латают купола, а, сколько ещё впереди….
            Чтобы такая красота травой заросла по стенам – это сколько же она стоит в таком заброшенном виде? Интересно, а возят ли сюда автобусы с иностранцами? Интересно, что мешает, например, в конце любой телевизионной передачи, давать номера счетов вот таких вот разваливающихся русских церквей и монастырей? А то около барьеров друг другу рубашки рвут, криминальные новости, конфетные блондинки, матюгающиеся дурачки и фанерщики занимают более половины телевизионного эфира. Понимаю, понимаю. Это очень сложная идея – дать адрес монастыря, дать адрес церкви и помочь. Рейтинх может понизица!
 
            Вот и всё. До свидания Ярославль. Мы едем в Вологду.
 
Послесловие.
            Нам кажется, мы поняли, какой он, этот город – на самом деле.

            Знаете, какой самый загадочный персонаж в русских народных сказках? Это – Серый Волк. Умница, одинокий, сильный, мудрый зверь с зелёными глазами. Матёрый. Вожак. Вот это и есть Ярославль, его сущность. Понимаю, что на меня сейчас могут обидеться приверженцы классической теории медвежьей принадлежности Ярославля, но вот так нам показалось. Ну не похож Ярославль на неуклюжего толстого мишутку, не похож.

 

Авторские права на текст полностью принадлежат автору - НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт - (с) http://www.pamsik.ru и упоминании имени автора.
PamsikLivejournalновые фотографии из путешествий
Фотоальбом «Ярославль»
Рекомендуемый шрифт при распечатке – Verdana 8.
           
 
 
 
           
 
           
 
           
 
 
 
 
 
 
 
 
           
   

© 2008
Все права защищены